Найти тему
БФ «Гольфстрим»

Распределение обязанностей в доме

Тема достаточно простая и сложная одновременно. Никто не будет спорить, что детей нужно приучать к выполнению обязанностей по дому. Но для этого мама должна сама сделать усилие над собой: процесс обучения должен быть постепенным и регулярным, нужно знать или чувствовать «родительским чутьем», когда, в каком возрасте и что по-плечу ребенку. Это усилие дается не всем даже с обычным ребенком. Что уж говорить про семью, где есть ребенок с ОВЗ. Там еще реже подключают к процессу уборки или любой другой сферы деятельности, связанной с обязанностями по дому. Причины всегда просты: он еще маленький, у него не получится, он не сможет, ему тяжело, а за ним еще и переделывать... Вот почему работа с мамами должна вестись параллельно.

Время у специалиста — социального педагога (в отличие от мамы), в разы меньше, как и знаний точек воздействия. В этом случае важно знать основные потребности и интересы ребенка не только свойственные его возрасту, и большей частью психологическому, а не биологическому. Еще важно опираться на знания проблем и особенностей основного диагноза и сопутствующих отягощений.

Но есть то, что присуще всем ребятам в подростковом возрасте: желание отстаивать свои границы и свою идентичность.

Именно поэтому делаем опору на желании самоутвердиться и быть замеченным.

Упражнение «Я могу», при правильно поставленных вопросах, вызовет больший интерес: «Кто из вас помогает маме мыть посуду?», «Кто убирает свою комнату?», «Кто из вас выносит мусор сам?»… Желая похвастаться, ребята дают утвердительные ответы. Даже если это преувеличение, это толкает их на желание выполнить то, что от них ожидают как от «самостоятельных», «взрослых» людей.

На нашем занятии ребята стали искать в памяти то, что они умеют сами: кто то чистит картошку, кто то жарит яичницу, кто то умет забивать гвозди или пилить…

Важно не «спугнуть» этот порыв: аккуратно направлять, поддерживать и хвалить ребят; давать их порыву правильное направление — постараться закрепить желание что то сделать самому, убедить делать это регулярно, делать то, что безопасно и по силу.

И конечно в группе не менее важно, чтобы были задействованы все члены группы. Выпавший подросток получит вместо правильного понимания своего положения — чувство беспомощности.

Материал подготовлен специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим» в рамках проекта «Инклюзия в действии».

Подписывайтесь на нас в социальных сетях Vkontakte, Telegram, Youtube, Одноклассники, и Дзен.