Рассказываем, где и зачем строят узкоколейные железные дороги
Разбираемся в стандартах
Узкоколейной называют железную дорогу с меньшей шириной колеи, чем у стандартной, обычно это от 600 до 1200 миллиметров.
Для дорог уже 600 миллиметров есть своё название — микроколейки, причём если ширина составляет ровно 500 миллиметров, то это отдельный вид — дековильки (по имени изобретателя Поля Дековиля).
За и против
По дорогам с узкой колеёй могут ездить не такие большие вагоны и локомотивы, а значит, можно строить облегчённые мосты и прокладывать более узкие тоннели. Хороши узкоколейки и в горной местности, так как на них могут быть более крутые изгибы и подъёмы.
Но где плюсы, там и минусы. Лёгкий подвижной состав перевозит меньше грузов, менее устойчив и более медлителен. Построенные для узкоколеек вагоны и локомотивы обычно не могут ездить по обычным магистралям, даже если переставить тележки. То есть при переходе на стандартную колею приходится переваливать грузы, что не облегчает процесс.
Где строят узкоколейки
Дороги с узкой колеёй часто строят предприятия, чтобы вывозить какой-то определённый груз. Например, появляются они на лесозаготовках, торфоразработках, на рудниках и т. п.
Использовали узкоколейки и во время войн. По ним можно было быстро перебросить в нужную точку войска или военные грузы.
Прокатиться по узкоколейке сегодня можно на детских железных дорогах — для всех них создавали узкую колею. Например, в СССР обычной для ДЖД была ширина 750 миллиметров. Кстати, об истории детских железных дорог мы писали в этой статье.
Порой узкоколейные дороги строили и как обычные линии, например для экономии. Как правило, с увеличением объёма перевозок на их месте укладывали стандартную колею. Некоторые подобные узкоколейки просто исчезли, их сменил автотранспорт.
Отдельная история — узкоколейки на Сахалине. Там они оставались от Японии, где стандарт колеи составляет 1067 миллиметров. Впрочем, недавно все дороги на острове были изменены и теперь соответствуют российскому стандарту — 1520 миллиметров.
Где прокатиться
В России пассажирских УЖД, если не учитывать детские железные дороги, осталось не так уж много. Самая протяжённая — Алапаевская — находится в Свердловской области. И хоть это дорога для лесозаготовок, которая не входит в структуру РЖД, по ней ходят пассажирские поезда. Кроме того, она остаётся единственной в РФ узкоколейкой, на которой работают плацкартные вагоны.
Также пассажирские узкоколейки есть в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, а самая ближняя к Москве узкоколейка, по которой можно проехаться, принадлежит Переславскому железнодорожному музею.
В странах СНГ узкоколейки не самый распространённый вид транспорта, однако во многих странах по ним ещё можно прокатиться. Больше всего поклонников узкоколеек порадует Беларусь, так этот вид транспорта и сегодня активно развивается.
Также по узкой колее туристов возят в Новоафонскую пещеру в Абхазии.