Во время Божественной литургии, непосредственно перед чтением Символа веры, священник призывает верующих:
Наше приложение:
Будем любить друг друга, чтобы единомыслием исповедовать.
Что исповедовать? Народ отвечает (через певчих):
Отца, Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.
Иными словами, нашу веру в единого истинного Бога, Святую Троицу.
Поэтому исповедание веры без любви не угодно Богу.
***
В это же время внутри святилища священники обнимаются, целуют друг друга в щеку и говорят: Христос посреди нас. 'Он есть и будет'. Так Он видит, что мы искренни в нашем выражении любви, которым является объятие.
В прежние времена это объятие давалось и вне святилища, между мирянами, опять же в знак любви.
Эта взаимосвязь веры во Христа и любви прослеживается в жизни святых.
Кто обладал наиболее яркой верой в Христа? Святые. Поэтому их не волновали ни трудности, ни телесные неудобства, ни мученичество, ни смерть.
У кого была самая большая любовь к другим людям. Опять же, святые. Поэтому они становились жертвами ради других. Святой Агафон подвижник говорил: Я хотел бы найти прокаженного, взять его больное тело и отдать ему свое (Изречения старцев, Агафон, 26).
Но поскольку мы люди слабые в добродетелях (и в любви!), то часто, переживая из-за нанесенной нам обиды, возможно, из-за распространяемой о нас клеветы, мы теряем свою любовь.
***
В таких случаях давайте воспользуемся советами святых, старых и новых:
Если вы испытываете горечь по отношению к тому, кто обидел вас словом или делом, сделайте следующее:
1. Каждый вечер в вечерней молитве произносите: Господи Христе, помилуй (то есть прояви любовь) сначала его, а потом меня.
2. Восхваляйте их прекрасными словами перед другими людьми.
Тогда вы действительно обретете духовный мир, потому что будете исполнять заповедь Христа о подражании Ему:
Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк., 6, 36).