'Мы хвалимся надеждою славы Божией, хотя не только, но и в скорбях наших хвалимся' (Рим. 5, 2-3)
Наше приложение:
В жизни люди наслаждаются наградой* и похвалой. Они чувствуют, что их усилия, их успехи и терпение оправданы. Они чувствуют, что и Бог, и другие люди видят их работу и поздравляют их. Похвала часто становится поводом для самооправдания и самовозвеличивания. В других случаях люди получают удовлетворение от похвалы окружающих и могут продолжать свои усилия, особенно если они касаются общества в целом. В политике похвалу приносят голоса на выборах. В церкви - венцом святости. В семье - добрыми словами и поощрениями, которые родители дарят своим детям. Но есть и похвала другого рода. Сокрытие чужих грехов, ошибок, заблуждений. Не называя их, что не означает забвения или безразличия к ним, а свидетельствует о выходе за их пределы, о прощении, о том, что человек нуждается в поддержке, а не в уничтожении.
Похвала в некоторых случаях порождает хвастовство, поэтому она должна быть скупой. Есть здоровое хвастовство. Это вера в людей, которые нам известны и за которых мы рады, потому что, опираясь на их успешную жизнь, мы находим в ней силы и мужество для продолжения своей собственной. В то же время в нашей жизни происходят события, свидетельствующие о страданиях. Они причиняют нам страдания. Но в то же время они приближают нас ко Христу, к нашему истинному предназначению. Вот почему мы не должны жаловаться, колебаться или отвергать свою жизнь. Потому что через человеческие испытания и горести, которые они порождают, мы смиряемся, познаем свои пределы, свою смертность, понимаем, как далеко заведут нас наши силы и, в конечном счете, как мы ничтожны. Это не позволяет нам хвастаться какими-либо достижениями.
В послании к римлянам святой Павел пишет, что мы можем по праву хвалиться двумя вещами в нашей жизни. Во-первых, мы надеемся, что будем участвовать в славе Божией, то есть в торжестве Его воли и Его Царства в этом мире. Это значит, что мы сможем радоваться, потому что форма этого мира пройдет, как в материальном отношении, так и в отношении греха человеческого самовосхваления, который порождает цивилизацию, силу и власть, но который проницаем и не может повредить тем, кто любит Бога и ближнего своего. Мы надеемся, что будем причастны к славе Божией - обновлению мира, воскресению мертвых, жизни грядущего века, святости и радости общения со Христом вечно, без ограничений, печалей и смерти. И эта надежда преодолевает нашу бренность и смертность. Она сопровождает нас до конца и открывает нам врата в вечность. Это надежда, которой нет у тех, кто принижает человеческое существование перед лицом смерти, и поэтому они страдают. Они могут заменить ее любовью к удовольствиям, славе, самодостаточности в этой жизни или достижением тех целей, которые они поставили перед собой, чтобы быть счастливыми, но в итоге их ждет полная изоляция и мрак неверия в будущее и в воскресение. И этим отсутствием веры объясняются те грандиозные сооружения, с помощью которых люди пытаются доказать свое всемогущество, будь то здания, механизмы, изобретения, науки или изящная словесность. Но они не могут преодолеть свою печаль, потому что всему приходит конец.
Вторая часть - это наши горести и испытания. Именно они приближают нас к Богу, потому что мы чувствуем, что без Него нам ничего не достичь, а если мы доверимся Его воле, а не своей, то обретем душевный покой в своей жизни. Для того чтобы довериться, вы призваны любить Того, Кто, как вы знаете, любит вас. Даже если любовь сопровождается болью, она все равно рождает спасительное смирение, терпение и надежду. Это уже другая форма цивилизации. Не эго, а влюбленного человека, который предается Тебе, Господи.
Надежда - это не просто ожидание. Надежда рождается тогда, когда человек чувствует, что его личных сил недостаточно. Дело не только в том, что они не всемогущи, но и в том, что есть Тот, Кто любит их, Кто заботится о них, Кто не оставит их даже в трудную минуту. Он подаст знаки благословения и жизни. Наша вера не вырывает нас из жизни мира или времени, но, скорее, по-новому определяет значение пути надежды. Мы не нуждаемся в похвале. Мы хвалимся не своими достижениями, а Тем, Кто нас любит. И в то же время мы соглашаемся с изменением цели счастья: теперь нас спасает не удовлетворение нашей воли, а воля Божия, любовь, терпение, жертвенность. Этот путь требует аскетических усилий и помощи. Он требует знаний, которые может дать только жизнь Церкви. Потому что Христос - в Церкви. А где Христос, там и надежда.