Найти тему

Восьмиступенчатый путь йоги: понимание сути йоги

Падмасана в ботаническом саду
Падмасана в ботаническом саду

В современном мире истинная суть йоги часто затмевается коммерциализацией. Йога, зародившаяся как глубокая духовная практика, сейчас зачастую сводится к серии фитнес-упражнений и модных спортивных нарядов. Вопреки распространенному мнению, йога – это не только физические упражнения или упражнения на растяжку. Она включает в себя целостный подход к жизни, объединяющий физические, умственные и духовные измерения. Она гораздо глубже, чем то, что воспринимается через современную призму. Истинная глубина йоги заключается в ее философии и практиках, которые ведут практикующих к самореализации и внутреннему миру. В этой статье я стремлюсь передать подлинное послание йоги. Моя цель — изучить основные принципы йоги, изложенные в восьмиступенчатом пути, раскрывая глубокую мудрость, заложенную в этой древней традиции.

Первые три из восьми ступеней йоги относятся к внешнему поиску (бахиранга садхана) и включают в себя практику этических и социальных принципов, а также физических поз. Эти начальные этапы готовят практикующего к более глубокому внутреннему исследованию, создавая прочную моральную основу и развивая физическую дисциплину. Это яма, нияма и асана. Каждая из этих частей играет решающую роль в создании сбалансированной и гармоничной жизни, подготавливая почву для последующих более продвинутых практик.

Первый уровень – Бахиранга Садхана: Яма, Нияма и Асана

Яма, первая ступень йоги, относится к контролю нашего взаимодействия с внешним миром. Она включает в себя этические принципы, которые регулируют наше поведение по отношению к другим, способствуя гармонии и целостности в наших отношениях. Яма олицетворяет корни дерева, представляющими основу, из которой произрастают остальные йогические ступени. Точно так же, как корни закрепляют дерево и обеспечивают питание, принципы ямы подготавливают основу этического поведения для практикующего.

Яма включает в себя пять этических принципов и моральных кодексов, которым следует следовать в повседневной жизни. Эти принципы служат моральным компасом, направляющим наши действия и взаимодействия:

- Ахимса (ненасилие): непричинение боли любому живому существу мыслью, словом или делом. Этот принцип поощряет сострадание и доброту, призывая нас избегать причинения вреда другим и себе.

- Сатья (правдивость): быть честным в словах и мыслях. Он подчеркивает важность правды в наших сообщениях и побуждает нас жить подлинно.

- Астея (неворовство): в том числе нелюбовь и невхождение в долги. Этот принцип способствует уважению к чужому имуществу и честности в наших отношениях.

- Брахмачарья (духовное поведение): постоянное осознание вселенной, погружение в божественность и божественное поведение, включая воздержание или контроль над сексуальной энергией. Это требует умеренности и осознанного использования энергии во всех аспектах жизни.

- Апариграха (непривязанность): отсутствие жадности и несобственничества. Этот принцип учит нас отпускать материальные привязанности и развивать чувство удовлетворенности.

Не освоив яму, не рекомендуется переходить к следующей ступени. Развивайте сострадание к себе и другим, будьте честными, особенно с самим собой, находите радость в мелочах, сохраняйте свою энергию и оставайтесь искренними. Овладение этими принципами обеспечивает прочную основу для последующих этапов практики йоги.

Нияма относится к обязанностям, направленным на самих себя, — к внутреннему соблюдению. Эти практики сосредоточены на самодисциплине и личностном росте, способствуя более глубокой связи с нашим внутренним «я». В отличие от ямы, нияма фокусируется на личных привычках и поведении. Нияма ассоциируется со стволом дерева йоги, символизирующим поддержку и силу, которую обеспечивают эти практики.

Нияма включает пять принципов, рекомендуемых для здорового образа жизни и духовного существования. Эти принципы способствуют личному благополучию и духовному развитию:

- Шауча (чистота): чистота мысли, ума и тела. Этот принцип подчеркивает чистоту и ясность во всех аспектах жизни, укрепляя физическое и психическое здоровье.

- Сантоша (удовлетворенность): принятие и оценка того, что мы имеем и кто мы есть сейчас. Это поощряет благодарность и позитивный взгляд на жизнь, способствуя внутреннему миру.

- Тапас (духовное усилие): самодисциплина, страсть и смелость. Это пламенная страсть, которая питает наше чувство цели. Этот принцип вдохновляет настойчивость и преданность делу в нашей практике и повседневной жизни.

- Свадхьяя (самообучение): узнавать больше о своей душе посредством самоанализа, наблюдения и изучения. Это поощряет постоянное обучение и самосознание, углубляя наше понимание себя и своего места во Вселенной.

- Ишварапранидхана (подчинение высшей силе): отказаться от ожиданий, делать все возможное, быть искренним и жить полной жизнью. Этот принцип способствует смирению и доверию к высшему порядку жизни.

Асана, третья часть, включает в себя физические позы и представлена ​​в виде ветвей дерева. Эти позы составляют наиболее видимую и физически привлекательную часть практики йоги. Как ветви деревьев различаются по длине и форме, так и йогические асаны. Каждая асана служит определенной цели, затрагивая различные аспекты физического и психического благополучия. Физические позы гармонизируют физические и физиологические функции системы с психологическими учениями йоги. Они помогают подготовить тело к медитации, развивая силу, гибкость и баланс.

Асана – это духовная практика в физической форме, приводящая тело, разум и дух в единство. Практика асан выходит за рамки простых физических упражнений; это средство развития осознанности и присутствия. Основной эффект асаны – укрепление физического здоровья (
пранамайя коша) и приближение ума к душе. Благодаря правильному выполнению асан практикующие могут достичь состояния равновесия и гармонии. Правильное выполнение асаны приводит к исчезновению разделения между телом и умом, разумом и душой. Это состояние называется покоем, осознанностью во время действия. Когда внимание в равной степени касается тела, ума и души, мы приходим в состояние созерцания или медитации. Это асана. Асана должна выполняться так, чтобы разум отказался от претензий на тело и устремился к свету души, позволяя практикующему вселиться в его обители.

Второй уровень – Антаранга Садхана: Пранаяма и Пратьяхара

Второй уровень йогического пути включает внутренний поиск (
антаранга садхана) и включает техники дыхания и отвлечения чувств, в частности пранаяму и пратьяхару. Эти практики углубляют связь между телом и разумом, подготавливая практикующего к более глубоким состояниям сознания.

Пранаяма — это сочетание двух санскритских слов. «Прана» относится к жизненной энергии, которая пронизывает всю жизнь, как само дыхание, так и энергию, которая позволяет сделать вдох. Эта жизненная сила поддерживает и оживляет все живые существа. «Аяма» означает расширение. Таким образом, пранаяма означает удлинение, замедление или контроль дыхания. Цель пранаямы — укрепить связь между телом и разумом. Регулируя дыхание, практикующие могут влиять на свое психическое состояние и развивать внутреннее спокойствие.

Пратьяхара, пятая ступень, переводится с санскрита как «сознательное изъятие энергии из чувств». Она связан с корой дерева йоги, предотвращающей утечку энергии через органы чувств, подобно тому, как кора защищает дерево от гниения. Эта практика предполагает обращение чувств внутрь, вдаль от внешних отвлекающих факторов. Пратьяхара предполагает перенос восприятия с поверхности тела в суть существа, в душу. Отвлекая внимание от сенсорных стимулов, практикующие могут сосредоточиться на своих внутренних переживаниях и достичь большего самосознания. Он успокаивает чувства и удерживает их в пассивном состоянии или направляет их внутрь, чтобы они обитали в глубине нашего существа. Этот внутренний фокус помогает успокоить ум и подготовить его к более глубокой медитации.

Третий уровень – Антаратма-садхана: Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Третий уровень йогического пути — это духовный поиск (
антаратма садхана), включает концентрацию, медитацию и подчинение высшей силе, в частности дхарана, дхьяна и самадхи. Эти продвинутые практики ведут к высшим состояниям сознания и духовной реализации.

Дхарана, принадлежащая третьему уровню йоги, описывается как ее богатство, предшествующее двум последним ступеням йоги. Дхарана означает концентрацию или полное внимание. Это предполагает сосредоточение ума на одной точке или объекте для достижения ясности и стабильности ума. Это связано с соком, стекающим по ветвям и коре дерева йоги к его корням, действуя как сдерживающий фактор для блуждающего ума. Практикуя дхарану, практикующие могут развивать умственную дисциплину, необходимую для глубокой медитации.

Дхьяна, шестая ступень йоги, переводится с санскрита как «созерцание» или «интуитивное видение». Он связан с цветком на дереве йоги, символизирующим расцвет внутреннего осознания. Медитация – это состояние расслабленной концентрации, наблюдения за моментом без привязанности. Эта практика предполагает поддержание непрерывного потока внимания, не отвлекаясь.

Чистая медитация возникает, когда все имеющиеся в нашем распоряжении средства — органы восприятия, органы действия, ум, мозг, интеллект, сознание и совесть — притягиваются к сути нашего существа, создавая единство между ними. В этом состоянии нет разделения между наблюдателем и наблюдаемым. Медитация — это динамический баланс интеллектуального и интуитивного сознания. Это глубокое состояние осознанности приводит к глубокому ощущению мира и единства со Вселенной.

Самадхи представляет собой кульминацию усилий практикующего, вершину медитации, когда тело и чувства покоятся, как будто во сне, в то время как ум и интеллект остаются бдительными, как если бы они бодрствовали, превосходя обычное сознание. В этом состоянии человек полностью осознает и бодрствует, однако чувство «я» или «моё» исчезает, когда деятельность тела, ума и интеллекта прекращается, что похоже на глубокий сон.

Практикующий достиг истинной йоги, испытав чистое сознание, истину и неописуемую радость. Этот мир превосходит всякое понимание, не поддаваясь словесному выражению. Только глубокое молчание может передать это состояние, когда йог покидает материальный мир и сливается с Вечным.