Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Упражнения для анализа самооценки. Часть 1.

В статье "Почему психологи все время говорят про самооценку?" я описала влияние самооценки на разные сферы жизни человека, а также какая она бывает и как формируется.

На формирование отношения к себе у ребенка большое влияние оказывают его родители. Ведь именно на них он ориентируется, узнает окружающий мир, познает нормы поведения, то есть социализируется.

Один из механизмов, который влияет на формирование самооценки - это копирование. Часто можно увидеть, как ребенок начинает подражать значимому взрослому в поведении, отношении к другим, к вещам и к себе, а также в речи и эмоциях.

Первое упражнение позволит вам узнать, чьи характеристики вы переняли себе. Необходимо вспомнить значимых людей в вашем детстве, с которыми вы часто контактировали и которые произвели на вас эмоциональное впечатление. Это могут быть не только мама и папа, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, сестры, друзья и т.д. Выпишите всех важных для вас людей. Далее по каждому человеку напишите 15-20 характеристик (можно больше), свойственных конкретно для этого человека. В завершении упражнения проанализируйте списки, отметьте те качества и манеры поведения, которые вы замечаете у себя.

Второй механизм формирования самооценки - условное подкрепление. Наши родители в желании позаботиться о нас, обезопасить и подготовить к нормам общества, могли не всегда верно отреагировать на какое-то событие. Это идет и от опыта их родителей, и от сформировавшихся у них взглядов на жизнь. Кто-то анализирует только поступок ребенка, что говорит о безусловной любви и принятии, а другие пытаются повлиять на чадо с помощью обращения на его личность, манипулируя чувствами любви.

Например, ребенок принес оценку 3 из школы по какому-то предмету. И реакция родителей может быть такой: "Как ты мог получить тройку? Ты что совсем глупый?"; "У тебя три? Это ни в какие ворота не лезет, что о нас подумают люди?"; "Ты совсем тупой, тебе все даю, забочусь, а ты неблагодарный!" (могут быть и физические действия) - эти и подобные высказывания затрагивают именно личность ребенка.

Другой вариант реакции: "Получил три? Ничего страшного, завтра сможешь исправить, ты ведь все равно старался!"; "Ты расстроился из-за оценки? Как ты себя чувствуешь?"; "Это всего лишь оценка, но давай попробуем подготовиться получше, чтобы ты смог исправить ее. Хочешь?" - здесь нет привязки к личности, чувствуется забота и переживание о состоянии ребенка.

Когда взрослый акцентирует внимание на личности, а тем более подкрепляет это тем, что "перестанет любить, разговаривать" или употребляет фразы "такой ребенок мне не нужен", "так поступают только плохие дети", + хвалит только за определенные действия и поведение, то ребенок начинает к этому приспосабливаться и понимает, что "Я хороший, если..." или "Я достоин любви, если...".

Если в семье уделяют внимание самому поступку, а не личности ребенка, то он понимает, что его любят, принимают, понимают, заботятся. Его ценят и ему не надо доказывать эту ценность, все остальное с ним обсуждают и пытаются скорректировать здоровым путем.

Второе упражнение поможет вам отследить отношение родителей к вам в детстве. Вам нужно заполнить таблицы в соответствии с их столбцами. Одна рассматривает "за что хвалили" и ваши реакции, а другая - "за что ругали" и ваши реакции. Также вы сможете проанализировать проявление подобных ситуаций в настоящем времени. В этих таблицах рассматриваются механизмы формирования самооценки и поведения в отношениях с другими.

В случае возникших сложностей при выполнении этих упражнений, а также выявлении негативных аспектов, сформировавших неустойчивую самооценку, и желании изменить это, рекомендовано обратиться к психологу!

Буду благодарна Вашей обратной связи, после выполнения данных упражнений. Желаю вам узнать о себе немного больше!

Telegram

Подписывайтесь, чтобы не пропустить мои статьи!

Автор: Соловьева Алина Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru