1. Я уже говорил вам, мои друзья-христиане, что наша Церковь, как заботливая мать, использует этот зимний период - когда условия жизни всегда нелегки - для того, чтобы представить нам воскресные евангельские чтения, которые обостряют наше внимание к страждущим братьям и сестрам. Так, в прошлое воскресенье мы слышали о добром самаритянине, а сегодня - о неразумном богаче, и это притча, близкая по содержанию к первой.
Наше приложение:
2. Послушайте. Богатый человек в этой притче разбогател не от того, что приобрел в этом году, он уже был богат от предыдущих лет. Поэтому он не беспокоился о том, как ему прожить следующий год. Он мог бы легко сказать: Весь урожай этого года я отдам на благотворительность бедным. Но он этого не сделал. И мы не слышим, чтобы он благодарил Бога за благословение, которое Он даровал богатым урожаем с его полей. Земледелие зависит в основном от Бога, ведь именно Он отвечает за то, чтобы погодные условия гарантировали богатый урожай. Однако, увидев щедрость богача, мы видим и слышим, как он думает только о себе, причем с большим беспокойством и тревогой. Время - полночь, бедняки спят, изнуренные дневным трудом, чтобы заработать на хлеб. Однако богач не спит, хотя у него есть все, а благодаря необыкновенному урожаю он только что приобрел еще больше. Богач говорит то, что на самом деле должны говорить только очень бедные люди и вдовы: Что мне делать?. Его проблема в том, что его амбары слишком малы для хранения богатого урожая этого года! Как говорит святитель Василий: Животы бедных были бы другими житницами, в которых можно было бы хранить это богатство пищи. Что же мне делать? - спрашивает в притче измученный и жалкий богач.
Самый маленький школьник мог бы легко сказать ему, что нужно делать, но богач этого не видел. Ребенок сказал бы: Сделай деление. Если мы знаем цену многих вещей и хотим узнать цену одной, мы делим. Вот сколько у тебя товаров, вот сколько в округе бедняков, раздели первое на второе и решишь проблему, которая тебя смущает, беспокоит и заставляет спрашивать: Что же мне делать? Раз уж я упомянул святителя Василия, друзья мои, позвольте привести замечательный отрывок из одной из его гомилий на сегодняшнее евангельское чтение: Чем больше мы пользуемся водой из источника, тем лучше для источника и для самой воды. Как вода застаивается и загрязняется, если ее не использовать, так и неиспользуемое богатство становится непродуктивным и бесполезным.
Богача, о котором идет речь, Сам Бог назвал юродивым *... В богословском смысле это означает ты не имеешь в себе понятия о Боге. Поэтому все его слова и поступки направлены вовсе не на Бога, и даже не на других людей, созданных по образу и подобию Божию, а просто на самого себя. Он подобен человеку из псалма (52, 2): Глупец сказал в сердце своем, что нет Бога. Так что в этом смысле, мои возлюбленные христиане, давайте признаем, что, согрешая, мы действительно становимся глупцами. И чем более святыми мы становимся, тем более мудрыми, благоразумными и рассудительными мы становимся.
4. Наконец, поскольку я только что упомянул ветхозаветный псалом, я хотел бы обратиться к другому, 48-му, который, как мне кажется, тесно связан с сегодняшним евангельским чтением. В этом псалме богатые, желающие увековечить свое имя за счет богатства, уподобляются овцам, которые, когда их ведут на заклание, продолжают смотреть на траву. Так и глупых богачей ведут в Аид, где они узнают, что их судьями являются бедные, которых они игнорировали или даже обижали. Псалмопевец говорит, что никто из них не видит, что и богатые умирают и погибают, как безумные и глупые, и оставляют свое добро другим. Мои возлюбленные христиане, давайте искать богатства у Бога, как говорит нам Господь в конце притчи. Мы приобретем их через наслаждение Господом Иисусом Христом в молитве и через изучение учения святых отцов.
*Святой Лука мог бы подобрать множество слов для обозначения юродивого, но выбранное им слово - афрон - попадает точно в цель. Основная форма - fron-, от которой происходит довольно много слов, связанных с умственной деятельностью, благоразумием и предусмотрительностью. Таким образом, мы имеем глагол frontizō, который означает заботиться, часто в будущем, в том смысле, что родители должны заботиться о будущем благополучии своих детей. Если бы Бог назвал его бескорыстным, бездумным распутником, человек вполне мог бы согласиться, но Он называет его невнимательным или безрассудным, что, наверное, кажется самым недобрым укором, поскольку он явно строил тщательные планы на будущее. В этом смысле человек не был глупцом, но, тем не менее, он был глуп, потому что планировал не то будущее.