Всякий, любящий душу свою, потеряет ее, а ненавидящий душу свою в этом мире сохранит ее для жизни вечной. Кто служит Мне, тот должен идти за Мною.
Наше приложение:
Нынешнее существование сладко и полно удовольствий. Не для всех, но для тех, кто к нему привязан. Но если люди обратят свой взор к небу и увидят там прекрасное, они вскоре презрят эту жизнь и сочтут ее малозначительной. Красотой тела восхищаются до тех пор, пока не видят ничего более прекрасного, но когда появляется более прекрасное тело, первое становится менее уважаемым. Если бы мы смотрели на эту красоту и наблюдали за великолепием Царства, то вскоре освободились бы от наших нынешних оков. Потому что привязанность к нынешним вещам - это своего рода цепь. Послушайте, что говорит Христос, чтобы познакомить нас с этим: Всякий, любящий душу свою, потеряет ее, а ненавидящий душу свою в сем мире, сохранит ее для жизни вечной. Кто Мне служит, тот должен идти за Мною, и где Я, там и слуга Мой будет.
Эти слова кажутся загадкой, но это не так, и на самом деле они наполнены великой мудростью. Как любящие душу свою могут потерять ее? Когда они поступают по ее неуместным желаниям, когда они получают удовлетворение там, где не следует. Кто-то увещевает нас не ходить по желаниям души [Еккл. 18, 30]. Если мы будем так поступать, то погубим ее, потому что она уводит нас с пути, ведущего к добродетели. С другой стороны, те, кто ненавидит свою душу в этом мире, сохранят ее. Что означает ненавидеть? Не поддаваться ей, когда она повелевает что-то пагубное. Он сказал не всякий, кто не уступает, а всякий, кто ненавидит, потому что, как мы не можем слышать голос человека, которого ненавидим, или смотреть на него с каким-либо удовольствием, так и мы должны решительно отвращаться от своей души, когда она требует того, что неугодно Богу. Это произошло потому, что Он собирался говорить о смерти, Своей собственной, и видел, что они унывают и отчаиваются. Он сказал: Что Мне сказать, если вы не будете мужественно переносить Мою смерть? Ведь если вы сами не умрете, то ничего не приобретете. Посмотрите, как Он смягчает речь.
Было бы тяжело и печально, если бы вам сказали, что если вы любите свою душу, то должны умереть. И я говорю не только о древних временах, но и сегодня есть много людей, которые с радостью терпят все, что угодно, лишь бы наслаждаться этой жизнью, независимо от того, что они убеждены в том, что их ждет впереди. Когда они смотрят на здания, произведения искусства и устройства, они плачут и размышляют: Посмотрите, сколько всего мы изобрели, но все равно останемся прахом. Так велика тоска по нынешней жизни. Именно для того, чтобы разорвать эти узы, Христос говорит, что ненавидящие душу свою в этом мире сохранят ее в жизни вечной. Чтобы вы поняли, что Он увещевал их и рассеивал их страхи, послушайте, что следует дальше.
Кто служит Мне, тот должен идти за Мною. Он говорит о смерти и требует от Своих последователей совершения поступков. Конечно, те, кто служит, должны следовать за тем, кому служат. И посмотрите, когда Он сказал им это: не тогда, когда они были гонимы, но когда они были уверены в себе; когда они считали себя в безопасности из-за почета и внимания толпы; когда они были способны набраться смелости и слушать как следует. Пусть возьмут крест свой и идут за Мною (Мф. 16, 24). Другими словами: Будьте всегда готовы к опасностям, к смерти и к тому, что вы уйдете отсюда. Затем, после того как Он сказал то, что было трудно услышать, Он также выделяет награду. Что же это такое? Следовать за Ним, быть там, где Он. Он показывает, что воскресение придет на смену смерти. Как Он говорит: Где Я, там и слуга Мой будет. А где находится Христос? На небесах. Так давайте же отнесем себя туда душой и умом еще до Воскресения.
Если кто любит Меня, того и Отец Мой возлюбит. Почему Он не сказал Я? Потому что они еще не имели правильного представления о Нем, но все еще придерживались более высокого мнения об Отце. Как они могли представить себе нечто столь великое, когда еще даже не знали, что Он воскреснет? Поэтому Он и сказал сыновьям Зеведеевым: Не мне давать, но дано будет тем, кому уготовано Отцом Моим (Мк. 10, 40), хотя именно Он будет судить. Но в этом отрывке Он также утверждает Свое подлинное сыновство: ведь Отец примет их как слуг Своего собственного Сына.