Недавно состоялась премьера российского сериала "Красные линии" (START) с Полиной Гагариной в главной роли. В основе психологического триллера лежит история взаимоотношений двух авторов: состоявшегося, популярного писателя Михаила Наумова (Илья Любимов) и начинающей, никому не известной писательницы Елены Огурцовой (Полина Гагарина).
Главная героиня пытается издать первый роман, который писала много лет. Но на ее рукопись никто не обращает внимания: до чтения "самотека" (потока произведений, присланных на адрес редакции) у загруженных сотрудников не доходят руки.
Потеряв надежду на отклик, писательница со скандалом прорывается к директору известного московского издательства (Алексей Маклаков) и убеждает его взглянуть на рукопись. Ее горячность и уверенность в том, что написанный роман ждет успех, убеждают директора обратить внимание на текст, и он забирает его с собой.
Вот только до чтения дело не доходит: по пути домой издатель заходит в бар, где встречается с Михаилом Наумовым. Кумир поколения, прославившийся когда-то остросюжетными романами, ныне находится в жестоком творческом, а следовательно, и финансовом кризисе. Он давно уже ничего не пишет. И хотя его все так же узнают окружающие и просят на память автографы, для издателей лакомый прежде автор - сбитый летчик, пустышка.
По старой дружбе директор издательства предлагает Михаилу Наумову прочитать роман дебютантки и высказать о нем свое мнение. Ну, и немного заработать на редакторской работе - хоть какие-то деньги.
Скрепя сердце Михаил соглашается - он не ожидает от рукописи ничего особенного. Но с первых же строк узнает книгу, которую когда-то начинал писать, но она так и осталась лежать в набросках. Язык, детали, повороты сюжета, герои - все пришло из написанного им рассказа. Неоконченного рассказа, неизданного и никем не прочитанного.
Он не смог, а какая-то безвестная Лена со смешной фамилией Огурцова взяла и написала, да еще как! И Михаил решает присвоить чужой роман. Ну, почти чужой: ведь в понимании писателя это его текст, просто доведенный до ума другим человеком. И писатель-манипулятор придумывает коварный план.
На этом я прерву рассказ о завязке сериала - разбору проекта будет посвящен отдельный материал, там есть, что обсудить. Сегодняшняя статья относится к событиям, описанным выше. Сразу после выхода первых серий разгорелся спор: возможна ли в принципе такая ситуация, и каким образом два незнакомых друг с другом человека смогли написать одно и то же произведение? Большинство зрителей сошлись на том, что так не бывает и, скорее всего, в дальнейшем выяснится, что Елена Огурцова добыла текст раннего рассказа Наумова и переписала его.
Вполне возможно, что в рукаве у сценаристов припрятан столь неожиданный поворот, хотя лично мне кажется, что это разрушило бы структуру триллера: Лену упорно показывают жертвой абьюза - сначала мужа, потом кумира-писателя, и логично предположить, что дальше действие будет развиваться по классической схеме - героиня теряет все, но обретает себя, свою внутреннюю силу и голос, а главное мотивацию - прорваться в сообщество небожителей и отомстить тем, кто когда-то ей помешал. Такой вот писательский "Граф Монте-Кристо".
Что же касается невозможности событий, происходящих в первой части сериала, отвечу однозначно: да, такое бывает.
Есть такое расхожее выражение "Идеи носятся в воздухе". Я не раз сталкивалась с правдивостью этой фразы. Не знаю, как в других профессиях, но в писательском ремесле удивительные совпадения происходят постоянно, и каждый раз приводят в состояние шока - ведь такого просто не может быть!
Сценаристы, участвующие в питчингах (защита проекта перед заинтересованными лицами), наверняка подтвердят, что на большинстве встреч, где собирается много желающих и не происходило первичного отбора заявок, обязательно будет несколько проектов, очень близких по идее и содержанию. Бывает, доходит до абсурда: кто-то рассказывает о своем будущем фильме, и тут же выясняется, что такое кино уже снимается и скоро выйдет на экраны. Да, в других локациях, да, у героев иные имена, но содержание фильма, развитие сюжета, основная идея очень похожи.
Придумать что-то новое чрезвычайно сложно: мы живем в одно время, слушаем одни и те же новости, читаем одни и те же популярные книги, смотрим то же самое рейтинговое кино, откликаемся на одни и те же события. Общее информационное поле только кажется большим.
Приведу несколько конкретных примеров, происходивших у меня на глазах. Начну с забавного случая на Суздальфесте-2024. В начале года среди детских писателей был объявлен конкурс на лучший сценарий мультфильма. Победителей пригласили приехать на главный фестиваль, посвященный отечественной анимации, - он ежегодно проводится в Суздале. Жюри отобрало семь проектов, среди которых посчастливилось оказаться и моему. Конкурс был большой, работ прислали много. Во время фестиваля выяснилось, что часть заявок практически дублировала друг друга: авторы прислали сценарии мультфильмов про... гололед.
Объяснение оказалось простым: конкурс проходил зимой, и тема гололеда для многих была актуальной. В финал, кстати, ни одна из "скользких" заявок не прошла, как и истории о потерянных щенках - как оказалось, это еще одна часто встречающаяся тема у детских писателей и сценаристов.
Другая история связана с литературной резиденцией Переделкино-2023. В сентябре прошлого года в Доме творчества в подмосковном Переделкино собрались авторы-дальневосточники, работающие над общим сборником. И вдруг выясняется, что из восьми рассказов два очень близки по содержанию. В обоих подростки отправляются на поиски внезапно пропавших родственников: у Елены Киселевой (Владивосток) семья ищет дедушку, а герой Игоря Кощеева (Магадан) живет в колымском поселке и разыскивает отца. Комиссия, конечно же, внимательно рассматривала заявки на этапе отбора, но тогда это не показалось странным, и обе истории прошли в финал.
Однако по мере написания рассказов совпадений становилось больше, хотя писатели работали автономно и не делились друг с другом подробностями. Помню, как к концу резиденции мы собрались на завтрак, и расстроенная Елена, прочитавшая наброски Игоря, жаловалась, что совпадают не только темы, но и какие-то неожиданные детали, вроде описания сейфа и тд. К счастью, рассказ Игоря Кощеева вскоре перерос в приключенческую повесть, объемы которой уже не вписывались в размеры сборника, поэтому автор заменил первую историю на другую, что позволило избежать параллелей.
Вы скажете, что все эти случаи все равно можно как-то объяснить, и нет ничего сверхъестественного в подобных совпадениях. Удивительно, но не невероятно.
Тогда расскажу еще один случай, который произошел с американской писательницей Элизабет Гилберт: она описывает его в автобиографической книге "Большое волшебство". Дадим слово писательнице:
Я хотела бы рассказать о самом магическом, что когда-либо со мной происходило.
Речь о книге, которую я не смогла написать.
У меня появилась идея для романа - идея, которая меня ужасно увлекла. Эта идея была основана на истории, которую рассказал мне мой возлюбленный, Фелипе, о том, что произошло, когда он рос в Бразилии в 1960-е годы.
Правительство Бразилии намеревалось проложить гигантскую автодорогу через амазонские джунгли. Бразильцы вложили огромные деньги в этот амбициозный проект. Несколько месяцев все шло хорошо. Работа успешно двигалась. Небольшой отрезок дороги закончили полностью. Джунгли были побеждены.
А потом начались дожди. Строительную площадку моментально затопило, и она стала необитаемой. Рабочим ничего не оставалось, кроме как уйти, оставив всю технику под слоем воды в несколько футов глубиной. А когда они вернулись спустя много месяцев после того, как дожди утихли, то, к ужасу своему, обнаружили, что джунгли попросту поглотили их проект. Они даже не могли сказать, где вели работы. И вся их тяжелая техника тоже пропала. Бульдозеры с колесами в человеческий рост засосала земля, и они навсегда исчезли. Пропало все.
Элизабет настолько увлек рассказ Фелипе, что она засела за роман:
Я решила, что моей героиней станет американка средних лет по имени Эвелин. На дворе 1960-е, время политического и культурного расцвета, но Эвелин он не коснулся – она мирно и спокойно живет у себя в Миннесоте. Замуж она не вышла и вот уже двадцать пять лет усердно работает ответственным секретарем в крупной строительной фирме. Все это время Эвелин тихо и безнадежно влюблена в своего женатого босса, доброго и работящего человека, который видит в ней только квалифицированного помощника. У босса есть сын – сомнительный тип с большими амбициями. Сын слышит о намечающемся строительстве огромной магистрали в Бразилии и убеждает отца предложить услуги фирмы. Не мытьем, так катаньем, но сыну удается уговорить отца вложить в этот проект весь семейный капитал. Наконец он отправляется в Бразилию, с большими деньгами и безудержными мечтами о славе. Вскоре, однако, и сын, и деньги исчезают. Встревоженный отец отправляет Эвелин, своего доверенного представителя, на Амазонку с заданием попытаться разыскать пропавшего молодого человека и деньги. Из любви и чувства долга Эвелин едет в Бразилию, и с этого момента ее размеренная, серенькая жизнь в корне меняется: женщина попадает в мир хаоса, лжи и насилия. Драматизм и мистические откровения присутствуют. В наличии еще и любовная история. Я решила назвать этот роман «Амазонка Эвелин».
Элизабет Гилберт пишет заявку в издательство, им нравится идея, и они заключают с писательницей договор. Но в это время в жизни Элизабет и ее избранника происходят серьезные перемены: Фелипе несправедливо задержали на границе и запретили въезд в Америку. Два года тянулись разбирательства, и у писательницы не было возможности вернуться к начатому роману. А когда такая возможность наконец-то появилась, Элизабет поняла, что перегорела - замысел романа рассеялся, и она с трудом понимает, как эту идею воплотить.
Примерно в то же время она знакомится с известной американской писательницей Энн Пэтчетт, и они начинают дружить. Поскольку обе живут в разных штатах, женщины решают общаться при помощи писем, и не электронных, а самых настоящих - "на бумаге, в конвертах с почтовыми марками и все такое". Они обсуждают все на свете, но больше всего говорят о литературе:
Вот так и получилось, что однажды – осенью 2008 года – Энн вскользь упомянула в письме, что недавно начала работать над новым романом и что он об амазонских джунглях. По очевидным причинам это привлекло мое внимание. В ответном письме я спросила, о чем конкретно будет роман. Я объяснила, что также работала над романом о джунглях Амазонки, но идея улизнула от меня, поскольку я ей пренебрегла.
Вскоре обеих писательниц приглашают на конференцию в Портленд, подруги встречаются в гостиничном кафе на завтраке, и речь, конечно же, заходит о книге. И выясняется, что сюжет романа Энн в точности совпадает с романом Лиз:
Она ответила: «Он о старой деве из Миннесоты, которая много лет тайно влюблена в своего женатого босса. Он вовлечен в рискованную бизнес-схему в джунглях Амазонки. Куча денег и человек пропадают, и мою героиню посылают туда разобраться со всем, и с этого момента ее тихая жизнь превращается в хаос. А еще это любовная история».
Потрясение было сильным. Более того, выяснилось, что идея романа пришла к Энн примерно в то самое время, когда Лиз окончательно поняла, что не сможет дописать свою "Амазонку".
Далее Элизабет Гилберт развеивает сомнения, которые могли бы возникнуть у читателей:
Это же не жанровая схема, ребята! Эта история – не скандинавский детектив о расследовании убийств и не роман о вампирах. Это не расхожий, весьма своеобразный сюжет. Нельзя же прийти в книжный магазин и попросить у консультанта показать вам раздел, где стоят книги о старых девах из Миннесоты, влюбленных в своих женатых боссов и отправляющихся в амазонские джунгли, чтобы найти пропавших людей и спасти обреченные проекты. Так просто не бывает! Признаться, когда мы разобрали все до мельчайших деталей, некоторые различия нашлись. Действие романа у меня происходит в 1960-е, а у Энн – в наши дни. Моя книга – о строительстве магистрали, а ее – о фармацевтической промышленности. Но в остальном? Это одна и та же книга.
Невероятно, правда? Так что история, рассказанная в сериале "Красные линии" вполне могла бы случиться на самом деле.
А с какими удивительными совпадениями сталкивались в жизни вы?
Расскажите, пожалуйста, в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!