Пленэры - это ежегодная перезагрузка и установка важных обновлений.

139 прочитали

    Несмотря на природно-погодные метаморфозы, пленэрный сезон в этом году для многих открыт. А значит с меня очередная заметка на эту тему.

Несмотря на природно-погодные метаморфозы, пленэрный сезон в этом году для многих открыт. А значит с меня очередная заметка на эту тему.

Те, кто хочет писать пейзажи, обречены на пленэрную практику, и не важно, нравится им это времяпрепровождение или нет.

Как из пленэра извлечь максимум пользы?

Лично я считаю недостаточным просто съездить куда-нибудь и порисовать с натуры.

Вечнозелёные. А3. Бумага Малевичъ 100% хлопок. Пленэр.
Вечнозелёные. А3. Бумага Малевичъ 100% хлопок. Пленэр.

Возможно, это моя личная проблема, но каждый новый пленэрный сезон начинается с нескольких неудачных работ. Я уже привыкла и смотрю на это явление философски, не позволяя себе досадовать и жалеть потраченное время.

В апреле, когда на один тёплый день приходилось десять холодных, была возможность работать дома на базе пленэрного материала.

То есть рисовать не с фотографий, а с пленэрных этюдов, совершенствуя их и пробуя увидеть новые ходы в однажды изображённых сюжетах.

Если работа один раз уже не удалась, совершенно не факт, что она получится со второй попытки. Тем не менее, дома можно спокойно проанализировать плюсы и минусы пленэрного варианта, изменить композицию, избавиться от лишних деталей, что-то обобщить. В процессе работы часто рождаются новые идеи. И я не ограничиваюсь одним повтором.

Пленэрная цветовая гамма обычно самая верная и гармоничная. Дома ничего близкого сочинить не удаётся, я каждый раз ужасаюсь, сколько самодеятельности скрывается в акварелях, написанных по фотографиям.

Цветовую гамму можно повторить близко к той, что родилась на пленэре, а можно попробовать с ней «поиграть». Даже если повторные работы будут в чём-то уступать первому пленэрному варианту, всё-равно это опыт и практика перерабатывания (видоизменения) натуры в более выразительную, лаконичную картинку.

Натура подчас навязывает излишнюю суету и детализацию, хочется запихнуть в небольшой формат листа всё, что видится, а видно много, ибо голова поворачивается в любую сторону, и глаза разбегаются.

Далеко не каждый пленэрный сюжет я перерабатываю дома. Беру только те, в которых вижу другие варианты исполнения.

Удачный пленэрный этюд не повторим в домашней обстановке.

Однако для выполнения серьёзных выставочных работ больших форматов в качестве референсов отлично подходят «живые» пленэрные этюды.

Поэтому сезон летнего рисования с натуры - хорошее подспорье для зимних размышлений.

Крепость Мариенталь. Павловск. А3, бумага "Студия" Гаммы среднее зерно. Пленэр с доработкой дома.
Крепость Мариенталь. Павловск. А3, бумага "Студия" Гаммы среднее зерно. Пленэр с доработкой дома.

В какой момент лучше всего завершить пленэр, оставить работу в покое, собраться и уехать? 

▪️ Если работа перестала нравиться, нужно немедленно остановиться, ничего не исправлять, не смывать, не переделывать.

Оставить завершение и детализацию на следующий день, на свежий взгляд.

С пленэра лучше уходить с незавершённой работой, даже если там не хватает нескольких деревьев или не проработан передний план.

Если пытаться «добивать» работу на месте, можно прийти к тому, что этюд будет полностью переписан, а первоначальный вариант окажется лучше.

▪️ Если в процессе работы потерялся алгоритм действий, то есть стало непонятно, что делать дальше, в этом случае нужно немедленно уходить, дабы не наделать ошибок.

На берегу. А3, бумага "Студия" Гаммы среднее зерно. Пленэр с домашней доработкой.
На берегу. А3, бумага "Студия" Гаммы среднее зерно. Пленэр с домашней доработкой.

Вообще , как правило, самые удачные пленэрные работы - это законченные дома.

При всей кажущейся нелогичности, завершение этюдов дома - очень полезная практика. И даже самый безнадёжный этюд подчас удаётся вытянуть до приемлемого уровня. Но главная причина, по которой я голосую за домашнее завершение пленэрных зарисовок - это «калибровка» художественного видения, приведение в соответствие собственных представлений о натуре с реальной картинкой.

За период осенне-зимне-весеннего рисования мы напрочь забываем, как выглядит природа, какого она цвета. И пленэрный сезон начинается с очередного изучения собственной палитры. Одни краски мы решительно убираем, другие достаём на замену.

Потому что пленэры - это ежегодная перезагрузка и установка важных обновлений.

Черёмуховые берега. А3, бумага Baohong 100% хлопок. Пленэр с домашней доработкой.
Черёмуховые берега. А3, бумага Baohong 100% хлопок. Пленэр с домашней доработкой.

Про пленэры, написанное ранее:

Про пленэры

Подвиг под названием пленэр

Что нужно взять с собой на пленэр

Место для пленэра на Петербургских набережных.