К 225-летию со дня рождения Пушкина
Жизнь и творчество Пушкина исследованы вдоль и поперек. Поэтому я решила взять сегодня тему, которой не посвящено отдельных монографий, а значит, эта тема меньше известна широкому кругу почитателей нашего поэта. Поговорим о моде, которую застал молодой Пушкин и молодой герой его романа в стихах.
Шляпа
…Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…
По сути дела, боливар — это цилиндр, у которого поля шире, чем у обычного цилиндра. Но для обозначения шляпы Онегина Пушкин использует слово из жаргона франтов, явно иронизируя над своим героем.
«В описываемую эпоху на улицах Петербурга попадались и модные на головах «боливары», это была шляпа необычайной величины, трудно было пройти в узкую дверь…» (М. Пыляев. Замечательные чудики и оригиналы)
В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический Словарь.
«В последнем вкусе туалетом» не брезговал и сам автор «Онегина». Как нам хорошо известно, в 1817 году Пушкин окончил Царскосельский Лицей. Оказавшись на свободе, юный поэт не вернулся в Москву, он остался в столице и наконец смог сбросить с себя школьную форму и обрядиться в модный костюм. Ведь он теперь мог погрузиться в активную светскую жизнь. Какую моду застал наш поэт в Петербурге? Переходим к нижней части туалета.
Брюки
«В 18-м или 19-м году в числе многих революций в Европе совершилась революция и в мужском туалете. Были отменены короткие штаны при башмаках с пряжками, отменены и узкие в обтяжку панталоны с сапогами сверх панталонов; введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на бале. Эта благодетельная реформа в то время еще не доходила до Москвы. Приезжий NN первый явился в таких невыразимых на бал к М. И. Корсаковой. Офросимов, заметя это, подбежал к нему и сказал: "Что ты за штуку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцовать, а не на мачту лазить; а ты вздумал нарядиться матросом». (П. Вяземский. Старая записная книжка)
Мода на длинные панталоны навыпуск поначалу вызвала протест в обществе. Широкие брюки, напоминающие простонародную одежду, стали называть не штанами, а на русский манер портками.
«В 1819 г., т. е. именно во время действия первой главы EO, франты начали носить белые панталоны навыпуск, что казалось чудовищным неприличием — утверждением простонародных «портков» в качестве нормы светской одежды. Так, молодой Свербеев, появившись в это время на вечере у старухи Перекусихиной в "белых как снег" панталонах навыпуск, "которые более уже месяца принято было носить в первых петербургских домах", вызвал гнев хозяйки: "Я начал было робко объяснять историю нововведения белых панталон, она не дала мне договорить: "Не у меня только, не у меня! Ко мне, слава Богу, никто еще в портках не входит!"» (Ю. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий)
Фрак
Цвет фраков в 1819–1820 гг. еще не был окончательно принят. Черные фраки по традиции надевали в дни траура. В обычные же дни «носили коричневые или зеленые и синие с светлыми пуговицами, — последние были в большом употреблении, панталоны и жилеты светлых цветов» (Свербеев Д. Н. Записки, 1899)
Как известно, завзятые денди отличаются тем, что своей одеждой бросают вызов обществу, поэтому, как пишет Лотман, «ощущение черных фраков как траурных сделало их романтическими и способствовало победе этого цвета уже в 1820-е гг.»
Жилет
Появление жилета можно отнести к периоду XVI-XVII вв. Вы удивитесь, но в России некоторые модники-гвардейцы умудрялись надевать до семи жилетов один на другой😂 Однако не все так просто было с жилетами во Франции:
«Жилеты запрещены. Император говорил, что именно жилеты совершили французскую революцию. Когда какой-нибудь жилет встречают на улице, хозяина его препровождают в часть». (Из дневника Дарьи (Доротеи) Ливен, родной сестры Бенкендорфа)
В сезон 1819–1820 гг. в моде у европейских щеголей были черные жилеты из полосатого бархата.
Упоминание Пушкиным слов панталоны, фрак, жилет в ироническом стиле можно воспринять как авторскую иронию по отношению вообще к русскому денди, стремящемуся угнаться за европейским модным образом жизни.
Дендизм
…Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
В отличие от петиметра XVIII века, который ориентировался на французского модника, русский щеголь с 1810-х годов подражал английским денди. Соответственно, на смену утонченной вежливости и светскому остроумию пришли вызывающая небрежность и развязность. Русский денди получил очень точную характеристику в пушкинском «Романе в письмах»:
«Старушки от меня в восхищении, барыни ко мне так и льнут, "А потому, что патриотки". Мужчины отменно недовольны моею fatuité indolente [фатовской томностью], которая здесь еще новость. Они бесятся тем более, что я чрезвычайно учтив и благопристоен, и они никак не понимают, в чем именно состоит мое нахальство, хотя и чувствуют, что я нахал». (Владимир** — своему другу)
Так что дендизм — это не только следование самой свежей моде, это и образ жизни. Что мы и видим в описании дня Онегина, кабинета героя и манеры «молодого повесы» держаться с обманутыми мужьями.
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья:
Его ласкал супруг лукавый,
Фобласа давний ученик,
И недоверчивый старик,
И рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.
Французский писатель, бытописатель дендизма отмечает, что денди — это «не ходячий фрак, напротив, только известная манера носить его создает дендизм. Можно оставаться денди и в помятой одежде…» (Д'Оревильи. Дендизм и Джордж Брэммель). Брэммель (Браммелл) как раз и прославился тем, что сделал искусством способ жить.
«Денди — герой праздной элегантности. Он не стремится делать карьеру и уже этим обескураживает окружающих и привлекает к себе внимание. Он восстает против правил, принятых в обществе, в каком-то смысле он даже бунтарь, но его бунт — это дерзость воспитанного человека, дерзость на грани разрешенного; его поведение всегда вызов, но вызов элегантный. Он привлекает к себе внимание, раздражая общественное мнение. Денди утонченный стилист, утверждающий свою индивидуальность всеми возможными способами». (Н. Марченко. Литературный быт пушкинской поры)
Помните, Онегин в театре наводит лорнет на ложи незнакомых дам. Лорнет и очки (часто со стеклами без диоптрии) были признаком щеголя. Главным же в дендизме был принцип «поступай всегда неожиданно». Понятно, что утонченнее всего дендизм проявлялся в поведении утонченных людей. Проще же всего проявлять это романтическое бунтарство было, конечно, в манере одеваться.
Литература по теме:
Ю. М. Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий.
Н. А. Марченко. Быт и нравы пушкинской эпохи.
Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Браммелл.
Всегда рада, когда вам интересно.
О книжных новинках и старинках читайте в подборке «Литобзоры».