Да, именно этот вопрос впервые мне стали задавать близкие родственники, которые живут в центральной России, ещё в 2014, когда в Донецке на фоне счастливой крымской весны начались казавшиеся многим из нас очень странными, но ставшие судьбоносными события.
Потом его же задал и молодой человек в Ростове-на-Дону, сдававший квартиры в центре посуточно. Но мой ответ его явно не интересовал, потому что интересовал только доходный бизнес на дончанах, зачастивших в его город.
Действительно, многие из Донецка после 2014 года начали ездить через границу в соседнее государство, в тот момент нас непризнавшее и непринявшее. Увидев потенциальный спрос, и донецкие перевозчики быстро диверсифицировали бизнес, дружно начав повсюду на столбах и рекламных щитах расклеивать объявления и наперебой приглашая всех в Ростов-на-Дону в супермаркеты за продуктами.
А полки донецких магазинов в какой-то момент заметно опустели не только из-за ажиотажа тех, кто делал дома запасы, но и из-за проблем со снабжением.
Чуть позже мои знакомые хвастались, что ездят по выходным в Ростов-на-Дону, где ночуют в дешёвом хостеле, чтобы купить себе какие-то новые вещи и товары для дома.
Ах, был период, когда в Донецке не стало бытовой химии.
Все это было необычно. Жизнь стала новая непонятная. Перспективы выглядели туманными, а цены в рублях были очень-очень высокими.
Мне впервые пришлось ехать в Ростове-на-Дону только в 2018 году, чтобы за выходные дни решить совсем несложные финансовые вопросы. Но вдруг выяснилось, что без наличия регистрации в городе ни Яндекс- кошелёк невозможно идентифицировать, ни мгновенную карту в Сбере получить.
Узнав об этом, молодой человек, сдававший мне квартиру, сразу предложил оформить регистрацию за дополнительную плату, но мне подобный вариант в голову не пришёл, а времени уже не было.
Так и пришлось в воскресенье возвращаться в Донецк, не солоно хлебавши. Но с того дня остался в памяти Ростов-на-Дону как великолепный старинный город с историческим городским садом, созданным некогда на месте свалки, уютной Пушкинской улицей, замечательной набережной, с которой открывается вид на новый стадион, построенный к футбольному чемпионату, Большой Садовой, где на каждом шагу архитектурные шедевры, и множеством переулков с ними же.
После той поездки неудачной и удачной одновременно мне хотелось вернуться в донскую столицу, чтобы познакомиться с ней поближе, но не было случая.
Тем временем один и тот же вопрос: "Ну, у вас же все налаживается?" мне на территории некоторых российских регионов в течение восьми лет после 2014-го задавали постоянно.
Всякий раз как будто бы из вежливости, при этом не слушая ответ, потому что он был неинтересен. В благополучной России люди продолжали жить своей привычной жизнью, включая моих родственников, которые периодически звонили и в гости приглашали.
Но когда мы наконец-то увиделись, ничего не желали знать о нашей реальной жизни в Донецке, так у них работа, квартиры, дача, сложные внутрисемейные взаимоотношения.
И вот сейчас в 2024 я вновь с Ростове-на-Дону:
Впечатления на этот раз немного иные. И люди встречаются иные.
Очень миловидная словоохотливая администратор в отеле, из простого любопытства спросив откуда я, на слово "Донецк" совсем не реагирует, а пожилая горничная вдруг произносит: "Нет, у вас там север, а у нас юг. Нам в Ростове лучше".
Я никак не могу понять, о каком севере идет речь. Вероятно, о Донецке в Ростовской области...
Однако когда подписчики начинают активно комментировать предыдущую статью и пишут такие очень правильные слова, понимаю, что немало среди них очень умных людей, которые не только активно интересуются реалиями жизни в Донецке, уже ставшем столицей одного из новых-старых российских регионов, но и очень хорошо понимают суть происходящих ныне событий и причинно-следственные связи.
Да, после того, как произошло воссоединение Большой России, меняется многое. И мировосприятие людей меняется постепенно.
Потому, читаю комментарии, и от души радуюсь! Вот только не знаю, как же мне отблагодарить всех авторов таких потрясающе точных слов. Могу лишь сообщить, что восхищаюсь ими, и продолжить свой труд, чтобы узнать еще больше неравнодушных россиян, с которыми мы сейчас вместе в эти очень трудные для страны годы.