Установка, за которой стоит тревожность и условная самооценка, а в анамнезе: трудоголизм, перфекционизм и сложности в построении близких отношений. А также страхи, обесценивание.
Т.е. установка может помогать выживать и мотивировать, но не приносить желаемого спокойствия, расслабления и чувство достаточности. А, значит, формирует условную самооценку, которая зависит от чужих достижений.
Из эмоций не только тревожность, но и вытеснение: гнева, зависти, грусти, стыда.
И т.к. «завидовать – плохо», «нужно быть лучшей версией себя» и «смысла нет грустить и злиться», то человек застревает в парадигме грандиозности. Он как бы надевает на себя костюм героя - оптимиста.
Зависть, гнев, грусть, стыд не испаряются, они ищут себе приемлемую социально одобряемую форму в виде руминации, интеллектуализации (т.е. в отсутствии доступа к чувствам, ощущениям и их проживания человек убегает в мысли), эстетизации, самобичевания, пассивной агрессии или, например, морализации.
«Я не буду строить сама – я буду манипулировать и добиваться своего через контроль и активную включенность, я буду хвататься за всё и сразу, ведь мне нужно всё успеть (быть лучше и эффективнее, чем я есть сейчас). И мне нельзя брать напрямую то, что я хочу, я подстраиваюсь под чужие потребности и в этом «отвоёвываю себе свой кусок»».
В итоге получается диффузная идентичность и двойное послание:
«Будь самостоятельной и смелой, рассчитывай на себя, но чтобы ты не делала, ты недостаточно хороша, не высовывайся».
Такая запутанность родительских посланий у ребёнка в душе может прорасти несущей конструкцией по жизни. Я и там, и не там, я могу и не могу, я хочу и не хочу. А чего я хочу? Бесконечный внутриличностный конфликт, слияние с собой и бегство по треугольнику Карпмана. Амбиции и преследование; обесценивание и страдания; спасательство и идеализация. Огромное количество энергии уходит на обдумывание мыслей.
Вступить на путь горевания и отплакать несовершенство страшно. Страшно остаться без ресурсов. Страшно не справиться, быть слабой, не интересной, невзрачной, отвергнутой. Страшно проявляться уязвимыми сторонами. Страшно замедляться. Страшно быть обычным человеком: не хуже и не лучше других и признать, что другие не хуже и не лучше тебя. Страх такой сильный, что совершенно непонятно как можно жить по-другому. Ведь человек жил всегда именно так и, кажется, благодаря стремлению к лучшему его ценят и принимают. Повернись он другой стороной, останется один и без всего. Часть души не справляется с давлением и напряжением и хочет быть маленькой - вот-вот и наступит счастье, но время идёт и растёт разочарование в себе.
Условная самооценка запутывает. Здоровые границы не сформированы. Многие люди даже не замечают свою раннюю потребность в безусловной любви и принятии, но всячески ищут в отражении другими именно этого, получая в ответ ещё более условную оценку себя или подтверждение грандиозности.
Условная самооценка может привести к недостаточному уровню автономии, что заставляет человека в отношениях удовлетворять потребности другого человека или потребности отношений за счет своих собственных потребностей.
Поэтому важно находить баланс между заботой о себе и уважением к другим. Когда мы осознаем и принимаем свои потребности, желания, границы, свою текущую достаточность и дефициты, свою текущую реальность, мы можем строить более здоровые и близкие отношения и присваивать себе свои намеренные выборы и решения, строить свою жизнь, исходя из своих ценностей.
Автор: Кривоцук Ксения Васильевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru