Согласно действующему законодательству, если доля ретейлера в общем объёме продаж продовольственных товаров на территории конкретного субъекта РФ или муниципалитета превышает 25%, то компания не может приобретать или арендовать там площади для открытия новых магазинов. Соответствующие ограничения содержатся в законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", они были приняты в 2009 году.
Партнёр One Story Ольга Сумишевская вспоминает, что ограничение 25% было заимствовано, как и многие другие способы регулирования рынка, из европейской практики. При этом в некоторых государствах закупочным союзам (объединениям небольших розничных продавцов) разрешалось занимать и большую долю. В Германии, например, такие организации занимали по 33–40% рынка.
Назревший вопрос
В Петербурге вопрос распределения долей рынка розничной торговли стоит особенно остро. Ещё в 2018 году региональное управление ФАС зафиксировало превышение порога 25% одним из крупнейших игроков — X5 Group, которая управляет сетями магазинов "Пятёрочка" и "Перекрёсток". К июню 2020 года доля ретейлера, по оценке ведомства, достигала уже 31,75%. Однако вскоре после этого расчёты перестали публиковаться на официальном сайте. Не удаётся получить их и СМИ — "ДП" неоднократно отправлял соответствующие запросы в УФАС по Санкт–Петербургу, но каждый раз получал ответ, что по тем или иным причинам данные не могут быть предоставлены. Так что какова ситуация сейчас, остаётся только гадать.
В связи с этим директор и совладелец Торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский замечает, что при закрытой статистике любые нововведения относительно предельной доли рынка мало что изменят для большинства игроков рынка. "ДП" также направил запросы в адрес других крупных торговых сетей, работающих в Петербурге, в том числе и X5 Group. Но ответов не последовало.
При всём этом идея подвинуть порог витает в воздухе уже давно. В 2022 году ретейлерам разрешили превышать долю 25% в тех случаях, когда они выкупают помещения иностранных компаний, покинувших российский рынок.
В марте нынешнего года с просьбой разрешить сетям расширять своё присутствие в городах до 35% к Минпромторгу обратился глава Тамбовской области Максим Егоров. Предложение было поддержано властями 21 региона, но вызвало критику со стороны ФАС. На минувшей неделе полемика продолжилась.
"По моему мнению, регионы всё–таки должны иметь возможность сами принимать решение о том, что доля торговых сетей на их конкретной территории может быть выше или ниже той, что установлена законом в целом", — сообщил РБК заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Глава ФАС Максим Шаскольский в свою очередь отметил, что такое нововведение может привести к уходу с рынка местных игроков, а также создать барьеры для входа новых, особенно в сегменте МСП. Для потребителей последствия тоже могут оказаться неприятными.
Не в метрах, а в штуках
Представители Смольного пока не спешат комментировать предложения Минпромторга, вероятно дожидаясь момента, когда они будут оформлены в законопроект.
Однако в городском комитете по промышленной политике, инновациям и торговле напомнили, что с 2023 года на федеральном уровне предложили новую методику подсчёта, которая предполагает оценивать достаточность или дефицит магазинов в районах не по площадям, как было ранее, а по количеству. По данным комитета, в городе сейчас представлено свыше 25 тыс. торговых предприятий, на которых работают более 600 тыс. человек. За последние 8 лет оборот розничной торговли Петербурга вырос вдвое и по итогам 2023 года превысил 2,3 трлн рублей, а это почти половина оборота всей розницы Северо–Западного федерального округа.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) тоже заявили, что сформируют позицию по этому вопросу после разработки возможной модели реализации изменений. "Опыт показывает, что присутствие крупной торговой сети в регионе стимулирует конкуренцию и зачастую приводит к снижению уровня средних цен. Благодаря закупочной мощности и развитой инфраструктуре бизнеса федеральные торговые сети предлагают большой ассортимент товаров по более низким ценам, чем в среднем по стране", — говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. По его мнению, выходом из сегодняшней ситуации могло бы стать усиление конкуренции на рынке за счёт развития малого бизнеса и локальных производителей.
Аграрии недовольны
Зато производители продуктов раскритиковали идею Минпромторга. В частности, Палата поставщиков межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка направила премьер–министру Михаилу Мишустину письмо (есть в распоряжении "ДП"), в котором отмечается, что предлагаемые изменения могут усилить давление федеральных торговых сетей на поставщиков. В итоге это может привести к сокращению ассортимента и росту потребительских цен. Речь в письме, правда, шла о повышении порога именно до 35%, о котором говорилось ранее. Обращение подписали представители Масложирового союза России, Национального союза производителей молока "Союзмолоко", Национальной мясной ассоциации, Союза производителей алкогольной продукции, Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз", Ассоциации производителей фирменных торговых марок "РусБренд".
Эксперты рынка ссылаются на данные аналитического агентства INFOLine, по которым доля 10 крупнейших торговых сетей на рынке РФ увеличилась с 38,5% в 2022 году до 41,9% в 2023–м. Совокупная выручка 10 крупнейших продуктовых сетей в 2023 году составила 9,1 трлн рублей без учёта НДС. По данным Росстата, оборот всей розничной торговли продовольственными товарами в России по итогам 2023 года превысил 22,75 трлн рублей. Оборот предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за этот же период в 2 раза меньше. Цифры, по мнению подписавшихся, подтверждают, что сформировался ограниченный круг игроков, которые обладают значительной рыночной властью, позволяющей перераспределять доходность в товаропроводящей цепочке в пользу федеральных торговых сетей.
"Если сравнивать силу поставщиков и ретейла, очевидно, что уровень консолидации в торговле сейчас выше, чем в среднем по пищевой индустрии. В ряде регионов торговые сети исторически уже занимают долю выше, чем сегодня устанавливает федеральное законодательство. Сейчас ситуация достаточно сбалансирована, мы не видим необходимости изменений. Тем более это не тот вопрос, который можно отдавать на откуп регионам", — считает генеральный директор "Союзмолока" Артём Белов.
Ситуативный подход
Некоторые специалисты и вовсе называют передачу такого решения региональным властям худшим из возможных сценариев, поскольку видят в этом благодатную почву для развития коррупции.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков вспоминает, что в своё время крупная зарубежная консалтинговая компания разработала стратегию развития потребительского рынка и розничной торговли в России. "Использование документа оказалось весьма ограниченным, хотя там содержались правильные мысли. Если бы кто–то взялся сегодня составить похожее рабочее руководство, опираясь на него, можно было бы вводить и меры регулирования. На текущий момент никто не знает, какой рынок нам нужен, и развивается он весьма стихийно. Периодически возникают оговорки, позволяющие и при достижении высокой доли открывать новые магазины. А строгость законов обходится необязательностью их исполнения", — уверен он.
Инициативу Минпромторга не стоит рассматривать как шаг в сторону поддержки крупнейших ретейлеров. Во–первых, установить норматив — не значит обеспечить его неукоснительное исполнение. Во–вторых, даже если этого добиться, не факт, что потребители от этого выиграют. Город активно строится, первыми в новые жилые массивы приходят сетевики с их стандартами обслуживания, ассортиментом, ценовой политикой, гарантиями наличия востребованных товаров. Технология масштабирования у них отработана. Если жёстко следовать ограничениям, легко может получиться, что новосёлы рискуют никогда не увидеть в своём районе привычную X5 Group. Есть другая проблема — что делать в ситуации, когда доля одной из сетей начинает расти и превышать установленный лимит не за счёт количественного роста и увеличения оборота. Это может случиться в связи с обеспечением потребителю лучших условий обслуживания и продаж, и покупатель, проголосовав рублём, поставит сеть де–юре вне закона. Возможен также уход с рынка одного из заметных игроков, ввиду чего для остальных доля чисто арифметически увеличится. В данном вопросе не стоит ориентироваться на универсальные нормативы: сложные задачи обычно не имеют простых решений. В среднесрочной перспективе можно допустить рост концентрации рыночной доли, усилив при этом мониторинг за деятельностью сетевой структуры и ценообразованием.
В Петербурге инициатива приведёт к захвату рынка крупными игроками. Сейчас инициатива расширять присутствие наиболее заметна у X5 Group (сети "Пятёрочка" и "Перекрёсток"). Но у них по городу уже приблизился "потолок". В городе в принципе, кроме "Пятёрочки" и "Магнита", желающих резко наращивать доли рынка нет. Другие сети от этого ничего не выиграют. "Лента" пока ищет себя, её сейчас волнует не столько рост, сколько нахождение форматов, которые могут "выстрелить". У "О’Кей" и "Ашана" стоит задача не столько роста, сколько сохранения того, что есть, поскольку гипермаркеты сегодня переживают не лучшие времена. "Азбука вкуса" и "ВкусВилл" не имеют и 25% на двоих. Несмотря на большое количество магазинов у последнего, объёмы продаж у сети несопоставимы с "Пятёрочкой" или "Семишагоф". У дискаунтеров не тот охват. Я считаю, что дать право устанавливать максимальные доли нужно не всем, а некоторым регионам. Петербург в их число не входит, здесь стоит оставить ограничение в 25%. Интересна ситуация в Ленинградской области, поскольку по ней нельзя сказать однозначно — каждое муниципальное образование следует рассматривать отдельно. Даже "Магнит" в Петербурге спокойно переживёт "потолок" в 25%, ему ещё есть куда расти. X5 Group, кстати, пока не вывела на петербургский рынок свои дискаунтеры "Чижик". Но, насколько я знаю, это связано с нехваткой подходящих площадей.
В Петербурге допустимую долю торговой сети повышать опасно. На мой взгляд, это лишает других игроков возможности нормально работать. Доминирование федеральных сетей всегда ведёт к сужению и однообразию ассортимента, повышению цен. Страдает в итоге потребитель. Если в Петербурге поднять долю хотя бы до 30%, то останется три–четыре игрока. Я согласна с позицией ФАС, такие новшества всегда бьют по МСП и местным игрокам. Также сейчас серьёзную конкуренцию представляют маркетплейсы и службы доставки, которые тоже увеличивают долю рынка, но их пока не ограничивают.
В Петербурге преобладают точечные запросы на аренду помещений как в стрит–ретейле, так и в торговых центрах. Причём арендаторы сразу обозначают желаемые локации, в которых они планируют развивать новые проекты. Мы отмечаем, что ограничения антимонопольной службы касаются только продуктового рынка, в частности развития одного крупного ретейлера из–за его значительного присутствия на рынке. В других категориях арендаторов подобных ограничений на открытие новых точек не наблюдается.
https://www.dp.ru/a/2024/05/27/opjat-dvadcat-pjat-regionam?from=dzen-news