Выручка ООО "Вайлдберриз"за 2023 год составила почти 539 миллиардов рублей. Её рост по отношению к 2022 году составил почти 70 %. Как видно, масштабы деятельности маркетплейса всё возрастают. И конечно, в работе такой "громадины" не обходится без ошибок.
Как известно, в соответствии с офертой Вайлдберриз, реализация товаров продавца производится по установленной продавцом цене с применением двух видов скидок: 1) согласованная продавцом скидка, которая ему маркетплейсом не компенсируется, и 2) СПП, которую применяет Вайлдберриз за свой счет и которая возмещается продавцу маркетплейсом.
Размеры согласованных продавцом скидок устанавливаются самим продавцом в разделе "Цены и скидки" личного кабинета продавца. СПП применяет ВБ по своему усмотрению.
При установлении согласованных продавцом скидок могут случаться ошибки. Если продавец сам указал неверную величину скидки, ситуация более или менее понятна - продавцу нужно лучше проверять загружаемые на маркетплейс файлы.
Но бывает и так, что технические ошибки (сбои) происходят на самом маркетплейсе. Что делать, если в результате такого сбоя были установлены слишком большие значения согласованных продавцом скидок, в результате чего товары продавца были мгновенно распроданы за бесценок (по ценам, которые даже не покрывают себестоимость товаров)?
Можно ли взыскать с Вайлдберриз убытки, причиненные продавцу сбоем, в результате которого товары продавца распроданы по бросовым ценам?
Как показывает практика Арбитражного суда Московской области, если в результате сбоя на портале Вайлдберриз товар будет распродан по цене, ниже, чем цена с установленной продавцом согласованной скидкой, продавец может взыскать с Вайлдберриз убытки.
Сумма убытков определяется как разница между ценой с согласованной скидкой, которую установил продавец, и той ценой, по которой ВБ продавал товар.
Например, в одном решении арбитражным судом рассмотрена и решена в пользу продавца как раз такая ситуация.
После отгрузки товара и установления значений согласованных скидок продавец обнаружил неестественную активность покупателей. Достаточно быстро продавцу удалось разобраться в причине такой активности. Оказалось, что товар реализуется Вайлдберриз по крайне низким - бросовым ценам. Это не были цены с учетом согласованных скидок, значение которых установил продавец.
Продавец направил в поддержку Вайлдберриз несколько обращений, с просьбой отменить заказы, поступившие по необоснованно низким ценам. Кроме того, продавец пытался изменить цены в сторону повышения, но программное обеспечение маркетплейса не дало ему это сделать. Поддержкой ситуация решена не была.
По итогу оказалось, что за время, пока действовали ошибочно установленные маркетплейсом цены, Вайлдберриз продал 275 единиц товаров продавца, а сумма убытков, то есть, разницы между правильной и ошибочной стоимостью товаров составила более 1,2 миллиона рублей.
Суд полностью взыскал данную сумму с Вайлдберриз в пользу продавца.
Ситуация здесь немного похожа на ту, которую я описывал в статье: Перепутал см/мм. Что делать, если Вайлдберриз удержал излишние приемку/логистику/хранение из-за ошибки продавца в габаритах в карточке?
И та, и другая ситуация возникли из-за ошибок, финансовые последствия которых для продавцов отказался устранять Вайлдберриз.
Но если в том случае Вайлдберриз пользуется ошибкой селлера (лишний 0 в каждом из 3 габаритов приводит к увеличению расчетного объема товара в 1000 раз, в связи с чем платы за хранение, логистику, платную приемку взлетают до космических размеров; это абсолютно не смущает ВБ, который рад удерживать космические суммы платы за эти услуги, говоря продавцам, что указание неверных габаритов - их зона ответственности), то в случае со сбоем при определении цен ошибка - на стороне Вайлдберриз. И всё равно ВБ не собирается ее исправлять и возвращать продавцу какие-либо деньги во внесудебном порядке. Хорошо, что хотя бы суд помогает продавцу восстановить справедливость.
Помимо того, что в данном случае очевидно ненадлежащее исполнение договора со стороны ВБ, суд также опирается в данном случае на статью 992 Гражданского кодекса, по которой принятое на себя поручение Вайлдберриз обязан исполнить на наиболее выгодных для продавца условиях в соответствии с указаниями продавца.
В своем решении о взыскании с Вайлдберриз убытков (разницы между суммой от продаж товаров по заниженным ценам и обоснованной их стоимостью), суд указал:
"ООО «Вайлдберриз», в нарушение Договора, заключённого на условиях Оферты о реализации товара на сайте WILDBERRIES, Правил приёмки и возврата товара, приведённых норм права, Положений Гражданского кодекса Российской Федерации и др.:
- не исполнил принятые обязательства по реализации Товара по цене, указанной Продавцом на Портале на момент оформления покупателем заказа, с учётом установленных Продавцом скидок,
- реализовал товар по несогласованной с Истцом цене, то есть на невыгодных для него условиях;
- не произвел возмещение разницы между стоимостью реализованного товара и соглаованной розничной ценой товара на портале; - не исполнил поручение Истца об отмене заказов Покупателями, доставки товаров;
в связи с чем, продавцу причинены убытки в виде разницы действительной розничной стоимости товара и заниженной стоимости реализации по 275 единицам товара на общую сумму 1 226 180 (один миллион двести двадцать шесть тысяч сто восемьдесят) руб. 32 коп."
Таким образом, судебная практика показывает, что взыскать убытки в таком случае с Вайлдберриз в пользу продавца возможно. За свои ошибки должен отвечать именно маркетплейс.
Что делать продавцу, если он обнаружил сбой в установлении цен на ВБ и "распродажу" его товаров по бросовым ценам?
Порядок действий в этой ситуации следующий:
- После обнаружения сбоя и распродажи Вайлдберриз товаров по низким ценам необходимо сразу же сообщить о ситуации в поддержку Вайлдберриз, попросить незамедлительно прекратить реализацию товаров по необоснованно низким ценам. Не стесняйтеся направлять больше обращений в поддержку (в конце концов, это именно маркетплейс допустил ошибку в работе своего ПО, пусть устраняет последствия).
- Кроме того, если это технически возможно, продавцу необходимо как можно скорее повысить цены товаров. Будет полезно направить в поддержку Вайлдберриз обращение с просьбой не осуществлять продажу товаров по уже поступившим заказам, либо, если заказы будут исполнены, указать, что ВБ обязан выплатить по ним продавцу денежные средства по той цене, которую установил сам продавец (то есть, финансовая ответственность за сбой должна лежать на ВБ).
- Самое главное (это действительно очень важно) - в установленный офертой срок (7 дней с момента появления в кабинете продавца отчета, в котором отражено повышенное удержание) направить замечания на еженедельный отчет. В этих замечаниях нужно указать, что не согласны с суммами, подлежащими выплате продавцу от реализации товаров (в первую очередь с суммами, указанными в графах "Цена розничная с учетом согласованной скидки", "К перечислению Продавцу за реализованный Товар" и др.; что продавцом были установлены иные цены на товар с учетом согласованной скидки, и именно по этим ценам должны рассчитываться подлежащие выплате продавцу суммы. В заключении необходимо попросить произвести перерасчет сумм по отчету.
- Если Вайлдберриз не пересчитает суммы выплат по отчету, необходимо направлять через личный кабинет досудебную претензию с требованием осуществить перерасчет и выплатить недоплаченную сумму денежных средств. Ну а если маркетплейс не отреагирует и на претензию, необходимо обращаться в суд.
Итак, в описанной ситуации ошибка в определении цен продаж товаров допущена именно Вайлдберриз; соответственно, именно ВБ должен отвечать за нее и возместить продавцу недополученные денежные средства. И суды поддерживают такую позицию.
Если Вы продавец и Вайлдберриз не возмещает Вам причиненные продажей товаров по бросовым ценам из-за ошибки ВБ убытки или необоснованный штраф, или потерял Ваш товар, наша команда юристов будет рада помочь Вам в оспаривании удержаний и взыскании с WB денежных средств.
Мы также будем рады помочь Вам в других спорах с Вайлдберриз, проконсультировать Вас как продавца по вопросам взаимодействия с ВБ, оказать помощь в переписке с ВБ и подготовке претензий.
Хотите, чтобы мы помогли Вам? Напишите мне в Whatsapp или звоните +7 926 589 86 80. Будем рады Вам помочь! Переходите на мой сайт.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе последних новостей по спорам продавцов с Вайлдберриз и не только!