20 июня Церковь чтит память святителя Мефодия, епископа Патарского в Ликии, известного также как место рождения святителя Николая Мирликийского. Святой Мефодий стал известен еще до святителя Николая, во время последнего великого гонения на христиан со стороны римских императоров. Он получил от Бога редкие духовные и интеллектуальные дары, обладал большими познаниями в философии и богословии. Именно с помощью этих даров он защищал православное учение, давая силы христианам. Основа для этого была заложена еще в детстве, когда он с верой участвовал в церковном богослужении.
Живая вера в сочетании с красноречием сделали его одним из самых значительных богословов и церковных деятелей ранней Церкви.
Наше приложение:
Когда святой Мефодий был избран епископом Патарским, он ревностно взялся за попечение о душах, вверенных ему Господом нашим Иисусом Христом, Который есть Высший Архиерей. Своими вдохновенными проповедями и святой жизнью он отдавал все силы воспитанию и духовному окормлению своей паствы. Это не ограничивалось рамками его епархии и области, он отправлялся везде, где требовалась защита веры от хулителей и еретиков. Проповедническая миссия в защиту православия, по-видимому, достигла даже Сиде Памфилийской. Слухи о его деятельности дошли до римских властей, которые в конце III века все еще преследовали христиан. Для них епископ Патарский был врагом Рима, поэтому они приказали его казнить. Подробности мученической кончины святого Мефодия не сохранились, известно лишь, что он был обезглавлен, сохранив веру до конца. Отдав таким образом свою освященную душу Господу, его одеяния окрасились в царский пурпур мученической кровью. По преданию, это произошло около 310 года нашей эры.
Из множества благодатных поучений святого Мефодия мы можем выбрать два, которые интересны нам и сегодня. Во-первых, о ценности чистоты и девственности, которые так легко отвергаются в наше время. Эту тему он раскрывает в одном из своих сохранившихся произведений - диалоге по образцу Симпозиума Платона, который называется Симпозиум (банкет) десяти девственниц. Именно устами десяти девственниц, которые говорят по очереди, святой Мефодий дает литературный прием для проповеди о небесной добродетели девства (Парфения/Парфенос по-гречески). Это великий дар, который может привести к нетлению и уподоблению первозданной Деве, Которая есть Христос.
Святитель также подчеркивает, что чистота - это не только сексуальная воздержанность, но и избегание всякого зла. Отказ от физической сексуальности при отсутствии чистоты уст, глаз, ушей, рук, сердца, попустительство высокомерию и гневу - это насмешка. Он очень хвалит девственность, но при этом заявляет, что священный брак может быть средством достижения совершенства. Он сравнивает девственность с медом, но не забывает заметить, что хотя мед слаще и приятнее других вещей, это не значит, что все остальное горько. Чистота в отношениях христианской пары обеспечивает их взаимную любовь, единство и пожизненный союз.
Другой вопрос, который волновал не только богословов, но и философов (от Платона до наших дней), - это происхождение зла. Оно является источником многих страданий в мире, но святой Мефодий напоминает нам, что Всемогущий Бог не создавал зла. Все, что Бог создал, было хорошо, как сказано в Писании: И увидел Бог все, что Он создал, и хорошо весьма (Быт. 1:31). Зло появилось в мире благодаря манипуляциям самого Люцифера, который изначально был создан Богом как добрый ангел, как и все остальные. К сожалению, он отвернулся от Бога, увлекая за собой всех ангелов, принадлежавших к его ордену. В результате они стали злыми духами, противопоставив себя Богу и всем Его делам. Завидя Адама и Еву, сатана вошел в рай и хитростью искусил их отвергнуть Бога. Они решили так поступить, и следствием этого стало распространение зла не только на род человеческий, но и на весь мир. Св. апостол Павел пишет о плодах этого зла, произошедшего от грехопадения Адама и Евы: Мы знаем, что все творение стонет и трудится муками рождения вместе доныне (Рим. 8:22).
Братья и сестры, давайте задумаемся о том, каким благословением является для нас чистота, как физическая, так и душевная.
На нас лежит большая ответственность за использование даров, данных Богом, потому что Он сделал нас свободными, и у нас есть выбор делать то, что мы хотим. Это также означает, что мы несем ответственность за последствия наших решений. Когда мы принимаем решение верно принять Христа, выбирая добро, мы с уверенностью можем сказать, что будем иметь радость и здесь, и в вечности. Пусть Господь, заступничеством святого иеромонаха Мефодия, всегда направляет нас в наших решениях и поступках, чтобы мы делали правильный выбор. Аминь.