Воспоминание о Боге свидетельствует о единении с Ним и поэтому подобно молитве. Стремление постоянно призывать святое имя Христово в молитве Господи Иисусе Христе, помилуй мя - это постоянное обновление в нас памяти о Боге и общения с Ним. Вот почему святой Павел писал фессалоникийцам, что они должны непрестанно молиться.
Наше приложение:
Через памятование о Боге и молитву мы раскрываем истинное благородство нашей природы, которая стоит на пороге между видимым и невидимым мирами и является природой обожествленного животного [Святитель Григорий Богослов, Oration 38.11 (PG 36: 324)]. Эта природа преодолевает физическую необходимость, расширяет наше существование до Бога и обладает чувством свободы от того, что держит нас в плену на земле.
Однако для того чтобы молитва была настоящей, в ней должен участвовать весь человек, а не только губы, интеллект или сердце.
Совершенная молитва - это молитва сердца и разума одновременно. Интеллект молится через сердце, которое является центром бытия. Иными словами, весь человек молится из своей глубины и своего центра, исполняя тем самым предписание Господа: Возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею, и всем сердцем твоим, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя. Вся личность приносится в жертву Богу.
Для этой молитвы мы используем Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, которая своим коротким призывом помогает сконцентрироваться уму, а рассудку - погрузиться в сердце.
О методе и способе этой молитвы, исходя из собственного опыта, писали святые отцы, или нипты. Некоторые из трудов этих святых отцов собраны в Филокалии [Любовь к прекрасному] - название очень удачное, так как через молитву ума и сердца верующие соединяются с Богом и видят Его, Который есть самое сияние, высшая красота.
Поскольку существует опасность смешения молитвы сердца с различными формами медитации и молитвы, практикуемыми в восточных религиях, думаю, следует прояснить некоторые вопросы.
1. Не только Иисусова молитва, но и любая церковная молитва, например, основополагающая, данная Богом молитва Отче наш, должна исходить из глубины нашего существа, то есть из сердца и разума.
2. Для нас, православных, обретение дара непрестанной молитвы умом и сердцем не является, в основном, делом методики и техники, а в большей степени связано с сердечным раскаянием, т.е. с сердцем, которое кается, страдает о своих грехах и смиряется. Без такого сердца никакие методы и приемы молитвы, например, контроль вдоха и выдоха, не принесут истинной молитвы.
3. Молитва сердца и разума зависит от нашего участия в жизни Церкви, в ее таинствах, в соблюдении заповедей Божиих и послушании духовному наставнику. Другими словами, это не индивидуалистический/личный подход к Богу. Через Церковь смиренные христиане получают Божью Благодать, и эта Благодать активизирует в них истинную молитву - естественно, при их сотрудничестве и согласии.
Завершая свое выступление по вопросу о молитве, я хотел бы сказать, что сегодня люди особенно нуждаются в молитве, чтобы их не поглотил современный, глубоко материалистический образ жизни. Они рискуют потерять представление о своем божественном происхождении, о том, что у нас есть божественная точка отправления и божественное предназначение.
Молитва нужна нам и для того, чтобы среди страшной раздробленности современного мира, его экстравертности и неуравновешенности сохранить внутреннее единство, равновесие и покой, чтобы, постоянно ощущая присутствие и провидение Бога в нашей жизни, не беспокоиться, не отчаиваться и не воспринимать мир как бессмысленный вакуум.
Постоянно призывая сладчайшее и святое Имя Христа, мы будем чувствовать Его в своем сердце, избегать греха и воспитывать в себе чувство любви к Богу и другим людям. Мы сами станем мирными, и наш мир будет распространяться на окружающих нас людей.
Позвольте мне дать братский совет со Святой Горы: чем больше раз в день мы искренне произносим Иисусову молитву, тем ближе к Богу мы будем и тем больше Благодати и сил получим для противостояния различным жизненным трудностям и искушениям.