Найти в Дзене

Петлюра - путь авантюр, предательств и поражений. И немного о национальном вопросе

Советский плакат 1920 года. Из открытых источников
Советский плакат 1920 года. Из открытых источников

Предыдущая часть здесь

Гражданская война в России выявила множество самых разнообразных личностей. Здесь были фанатики дела, которому служили, безжалостные и к себе, и к врагу (Павел Дыбенко, Серго Орджоникидзе, Михаил Дроздовский); офицеры старой армейской школы, оказавшиеся по разные стороны баррикад (Константин Сахаров, Фёдор Новицкий), безбашенные полевые командиры, "калифы на час" (Иван Сорокин, Григорий Семёнов), таланты-самородки (Михаил Фрунзе, Нестор Махно)... Были сложные типажи - поломанные, битые, жестокие, но талантливые и очень противоречивые - Яков Слащёв и Владимир Май-Маевский не дадут соврать... Если говорить о белых, то там мы встретим ряд блистательных военачальников, но ни одного более-менее способного политика. Махновцы - о, это ярчайшее явление той эпохи! Эти знали толк в политике, умели побеждать. Только одного так и не поняли: все эти успехи были возможны лишь во время хаоса и разрухи в стране. Батька Махно создал сиюминутный политический проект, у которого не было будущего...

И Симон Петлюра. Который не относится ни к одной из перечисленных категорий. Социалист, пытавшийся сыграть на национальных чувствах украинцев и создать на землях бывшей Малороссии национальное государство. Он был родом из Полтавы - сердца Украины. На свет появился в 1879 году. Считается, что именно полтавский диалект лёг в основу украинского литературного языка. Отец будущего главы УНР был мещанином (средний слой городских обывателей), работал извозчиком, в какой-то момент "поднялся" и стал владеть собственным извозчичьим двором. Семья была религиозной. Считается, что поэтому мальчика назвали на библейский лад - Симоном, а не Семёном. Учился Симон в духовной семинарии. И как многие другие семинаристы в то время, набирается там революционных идей. Следует отчисление. По одной из версий, поводом для исключения стало исполнение на певческом зачёте кантаты на стихи Тараса Шевченко. Во всяком случае бывший семинарист увлёкся не только социалистическими идеями, но и мечтой о хотя бы автономной Украине. В 1902 году, например, Петлюра участвовал в сборе подписей среди учащихся с требованием ввести предмет украиноведение.

Небольшое пояснение: в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. действительно начал обостряться национальный вопрос. Где-то в большей, где-то в меньшей степени. Это было вполне естественно по мере медленной, нов сё же индустриализации, а значит и роста городов. Идея нации появляется параллельно с развитием капитализма, увеличением числа образованных горожан. Устаревшей идеей о божественном происхождении монархической власти их уже не увлечёшь. А на строящиеся предприятия в города приезжает всё больше крестьян. Те из них, кто выбился в люди и получил образование, хорошо помнят о своих корнях - языке, на котором говорят в родном селе, культуре. Дальше по нарастающей. От интереса к традициям и истории своего народа - к автономии, затем - к независимости.

На территории будущей Украины такие группы "украински мыслящих" интеллигентов формировались с начала XIX века. Их было немного, наиболее известны историк Николай Костомаров и просветитель Иван Котляревский. Последний сделал переводы "Энеиды" на украинский и белорусский языки.

Пример: "Еней був парубок моторний І хлопець хоть куди козак, Удавсь на всеє зле проворний, Завзятійший од всіх бурлак. Но греки, як спаливши Трою, Зробили з неї скирту гною, Він взявши торбу тягу дав; Забравши деяких троянців,Осмалених, як гиря, ланців,П'ятами з Трої накивав"...

Официально властями не признавался ни язык, ни сам украинский народ. Великороссы, малороссы и белорусы считались ветвями единого русского народа. А в соседней Австро-Венгрии, на чьей территории с 1772 года находилась Галиция (нынешняя часть Западной Украины), всё это признавалось, и автономия была. Делалось это прежде всего не с целью насолить России, сколько приструнить поляков (часть Польши тоже принадлежала австрийцам) с их склонностями бунтовать. Украинцы и поляки с давних времён "нежно любят" друг друга, а Галиция населена и теми, и другими, вот Вена и задабривала местных селян (поляки-то представляли шляхту, помещиков, а будущие украинцы - крестьянство). Следовательно, популяризаторы украинского языка и культуры только во Львове могли излагать свои идеи легально. В числе таких деятелей окажется известный публицист Михаил Грушевский.

Итак, до 1905 года украинского языка официально не существовало, а об автономии и речи быть не могло. Правда, основной массе населения Малороссии - крестьянам - в общем-то было всё равно. У них, как и у крестьян остальной России были куда более насущные вопросы - земля и равноправие с другими сословиями. Наш "герой" принадлежал к числу тех, кто продвигал лозунги социальной справедливости, считая при этом необходимым делать акцент на особость малороссийских земель. Речь, как правило, шла не о полном отделении, а хотя бы об автономии. Петлюра вступает в Революционную Украинскую Партию. Несильно там прославился. Скажем, в отличие от Троцкого, Сталина, Чернова не стал каким-то заметным теоретиком. Подвергался аресту, недолго пребывал в ссылке, недолго пожил во Львове (австрийская Галиция), потом учительствовал в одной из кубанских станиц. А потом... отошёл от политической активности и перебрался ... в Москву. Стал работать бухгалтером, одновременно за свой счёт издавал журнал "Украинская жизнь". Некоторые радикалы-самостийники потом вменяли ему это в вину - продался "москалям"!

Как же такое стало возможно? Дело в том, что после Первой Русской революции 1905-1907 гг. многое в России изменилось. В частности, значительно смягчилась политика правительства в области религиозных и национальных ограничений. Император провозгласил веротерпимость, и в западных губерниях перестали преследовать униатов (униатская церковь - поместная структура, возникшая в 1596 г. с принятием Брестской унии, на основании подчинения Папе при сохранении православных обрядов. Это была одна из попыток польской шляхты задобрить и ассимилировать украинцев и белорусов. При Николае I легальная деятельность униатской церкви была запрещена). И произошло нечто принеприятнейшее: жители Волыни (Луцк, Ровно) и Подолии (Житомир) начали массово переходить из православия в униатство. В Петербурге, и без того напуганные революционными событиями 1905 года, решили использовать зарождающийся украинский фактор в своих интересах - повторить опыт австрийцев.

Нужно заметить, что на землях Правобережной Украины среди землевладельцев продолжала господствовать польская шляхта. Во время восстаний 1830-31 и 1863 гг. поляки пытались поднять украинское население на борьбу против русского самодержавия. Без особого успеха. Крестьяне-украинцы сильно не любили ляхов. Но власти этих попыток не забыли, а главной угрозой империи считался польский вопрос. В сочетании с еврейским - те земли ещё и входили в черту оседлости для иудеев. С 1905 года царское правительство решает разыграть украинскую карту против поляков и евреев. Активное участие в этом принял Союз Русского Народа, знаменитые черносотенцы. Весной 1905 г Святейший Синод Русской православной церкви принял решение об издании Евангелия на украинском языке. Впервые в царской России стали подчёркиваться национальные различия между великороссами, малороссами и белорусами, противопоставляя их "ж..ам и ляхам". В пропаганде стал делаться упор на борьбу малороссов против католиков, униатов, шляхтичей. Под скипетром русского царя, разумеется. На торжественных мероприятиях в честь 300-летия Дома Романовых проводились костюмированные представления в форме запорожских казаков, стали массово издаваться сочинения Тараса Шевченко. При этом из них цензурой вымарывались антироссийские выпады, зато популяризировались антипольские и антиеврейские. В Берестечко был воздвигнут помпезный памятник "Казацкие могилы", первоначальный проект памятника Богданы Хмельницкому в Киеве предусматривал, что лошадь гетмана фактически убивала, сталкивая со скалы, польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита. Перед скалой малоросс, червоноросс (т.е. галицкий Украинец), белорус и великоросс слушали бы песню слепого кобзаря...

Этим и объясняется поразительный для нас сегодня факт: именно на Западной Украине находились самые многочисленные отделения Союза Русского Народа. У многих будущих бандеровцев* отцы там состояли... Власть не учла одного: "Франкенштейн" может сос временем окрепнуть и послать куда подальше своего создателя...

Украинский вопрос стал формироваться во времена расцвета национализма по всей Европе. Это совпало с общим кризисом в Российской империи. Наконец, даже тогда в стране не было создано единой системы народного образования. Если бы она появилась где-нибудь в начале или хотя бы середине XIX века, появились бы стандарты грамотности, единые для всех, русский литературный язык проник бы в большую часть домов. И тогда возможно, украинский язык так и остался бы всего лишь диалектом, без формирования у населения национального самосознания. Где теперь бургундцы, провансальцы, баварцы, саксонцы?... Благодаря Наполеону и Бисмарку, там единая средняя школа появилась...

Вся эта гремучая смесь запоздалого национального самоопределения, помноженная на давнюю нелюбовь селян-малороссов к полякам и евреям (первые - угнетатели-помещики, вторые - кровопийцы-ростовщики да управляющие), дала жуткий результат в первой половине уже XX века...

Первую мировую войну Петлюра встретил как русский патриот. Даже написал в своём журнале воззвание с такими словами: "Противники России при переходе границы будут, конечно, стараться привлечь украинское население на свою сторону и всякими обещаниями политическими и национальными посулами посеять смуту среди него. Украинцы не поддадутся провокационным воздействиям и выполнят свой долг граждан России в это тяжелое время до конца и не только на поле брани, в рядах бранной рати, сражающейся против нарушителей мирового мира и права, но и как граждане — обыватели, обязанные в меру своих сил и возможностей содействовать успешному выполнению русской армией исключительно ответственной задачи, выпавшей на ее долю". Сам, впрочем, на фронт не пошёл, устроился в Земгор (Всероссийский Союз Земств и Городов - общественная организация по оказанию помощи армии в снабжении), там и провёл всю войну. Зато завёл полезные знакомства в военной среде. В общем в эти годы Петлюра не революционер, а умеренный сторонник "Украинской идеи".

Но опыт Земгора пригодился ему после Февральской революции. Сразу после её свершения оживились и "автономисты", и "самостийники". Уже в начале марта, почти сразу после отречения Николая II от престола, в Киеве образована Центральная Рада. Изначально умеренный орган местной власти, требующий лишь автономии украинских территорий. Образовалась безо всяких выборов, явочным порядком. Туда вошли либеральные общественные деятели, увлекающиеся украинством. Как представитель украинских фронтовиков (хоть и не разу на фронте не бывавший), Петлюра прибывает в Киев и с ходу возглавляет Генеральный военный комитет. Одной из первых задач новоявленного главного "военспеца" становится украинизация армии...

* ОУН-УПА - запрещённая в России организация.

Благодарю за внимание, если понравилось - ставьте палец вверх, если есть что возразить в корректной форме - милости прошу, если есть желание и дальше читать публикации и смотреть ролики - подписывайтесь!