Христос воскрес! Воистину воскрес!
Шестое воскресенье после Пасхи, и мы слышим в церкви евангельское чтение об исцелении Господом слепого от рождения человека. Исцеление слепого стало язвительным обличением для фарисеев, которые не желали принимать слова Христа[2]. Факт исцеления стал отправной точкой для спасения человека, которое в конце чтения выражается в исповедании его веры.
Наше приложение:
Согласно евангельскому повествованию в Евангелии от Иоанна[3], когда Иисус проходил через Иерусалим, Он встретил слепорожденного человека[4]. Из сочувствия к Своему творению Он сделал глину, плюнув на землю, намазал ею глаза человека, а затем велел ему пойти к купальне Шилоам и умыться[5]. Здесь следует отметить, что в те времена прокаженные, слепые, бездетные или бедные люди считались наказанными Богом за очень тяжкие грехи. И в религиозном, и в социальном плане они были маргиналами и, по сути, живыми мертвецами. Но вот пришел Господь, Который опроверг все эти распространенные в то время представления.
Причиной его слепоты не был какой-либо грех, совершенный им или его родителями[6]. Он родился слепым, чтобы явить славу Божию. Болезнь и боль не всегда являются следствием наших личных грехов, но могут быть следствием несовершенства нашей человеческой природы или нашего индивидуального строения.
Не успел он проявить полное послушание Господу, как зрение сразу же вернулось к нему, и он смог нормально видеть. Все, кто знал его, удивлялись, что это один и тот же человек, как он исцелился, как открылись его глаза[7]. Он смело объявил им правду, сказав, что его исцелил человек по имени Иисус.
Слепой вел жалкое существование не только до момента исцеления, но и после него. До встречи со Спасителем он жил во тьме, лишенный великого блага - зрения. Когда же он предстал перед истинным Светом, фарисеи, люди тьмы, разгневались на него[8], мотивируя это тем, что Господь сделал глину в день субботний. В отношении субботы действовало 38 запретов. Одно из них гласило, что в этот день никто не должен делать глину. Таким образом, для фарисеев глина, которую Господь сделал из Своей слюны, была проступком. И именно из-за страха перед фарисеями родители этого человека не решались признаться в этом чуде.
Книжники и фарисеи, люди, выставлявшие себя образцами религиозной правильности, совершенно ничего не понимали в том, что произошло со слепым от рождения человеком. Они не имели ни малейшего представления о произошедшем чуде. Единственное, что их интересовало, - это то, что исцелением слепого были нарушены правила субботнего дня покоя. Они упорствовали в своей казуистике, в логике своего толкования явления и в своих объяснениях что и как, как в доказательстве того, чего они на самом деле не понимали. На самом деле они жили в духовной слепоте[9].
Исцеляя те части нас, которые нарушены, и возвращая нам здоровье, Христос, наш Бог, демонстрирует, что Он - Творец всех частей нас. И когда Он сказал: Дабы явились слова Божии, Он имел в виду Свои собственные дела, а не дела Отца. Ведь слава Отца и так очевидна для всех.
Поэтому то, как был исцелен слепой, - это просто чудо. Но Господь мог бы исцелить слепого просто словами, не намазывая его глаза глиной. Он использовал глину для того, чтобы разжечь веру слепого, которая уже должна была присутствовать в нем, ведь если бы он не верил, то чуда бы не произошло. Кроме того, таким образом Христос привлекал других людей к Богу, так как они видели сначала слепого, а затем открывшего глаза человека. Другая причина заключалась в том, чтобы слепой не узнал Христа до того момента, когда он будет говорить о Нем с фарисеями[10]. Землей Он создал Адама; землей Он создал глаза слепого. Господь хотел донести до нас совершенно определенную мысль.
Из сегодняшнего евангельского чтения мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, исцелив слепого, Господь разрушил господствовавшие в то время представления о слепых людях вообще. Во-вторых, этим чудом слепой удостоился двух видов зрения: во-первых, он мог видеть все, что его окружало, а во-вторых, он смотрел на Того, Кто есть Свет миру[11]. Следующий вывод состоит в том, что слепой стал глубже видеть и воспринимать новые истины о жизни, которые подкрепляются альфой и омегой жизни каждого человека - Иисусом Христом[12].
Сегодняшнее Евангелие является неопровержимым доказательством того, что Христос, помимо совершенного человечества, является также совершенным Богом. Он исцелил не только глаза тела слепого, но и глаза его души. Последний осознал и исповедовал полную власть Господа над миром и не побоялся сказать об этом фарисеям. Недостаточно иметь веру, нужно быть готовым исповедовать Иисуса Христа перед другими людьми.
Событие исцеления слепого - это благословенная возможность для нас, православных, задуматься о своей вере и обновить обещание, данное нами в день крещения[13]. Давайте позволим Богу действовать над нами так, как Он знает, и так, как Он пожелает. Некогда слепой человек - яркий пример того, как сильно может измениться человек, если он этого захочет, встретившись с Иисусом в своей повседневной жизни.
Аминь.
[1] (на титуле) Ин. 9, 2
[2] Митрополит Эдесский Иоиль, Ο Επιούσιος Άρτος, 2-е издание, 2010 г.
[3] Ин. 9, 1-38
[4] Ин. 9, 1
[5] Ин. 9, 6-7
[6] Ин. 9, 3
[7] Ин. 9, 10-11
[8] Митрополит Фтиотидский Николай, Εις επίγνωσιν Θεού, 2-е издание 1999 г.
[9] Г.П. Патронос, Κήρυγμα και Θεολογία, т. II
[10] Steryios Sakkos, Ερμηνεία Ευαγγελικών Περικοπών
[11] Ин. 8, 12
[12] Откр. 1, 8
[13] Епископ Агафангел Фанарский Η ζύμη του Ευαγγελίου, Apostoliki Diakonia, pp. 136-8