Найти тему

Женщины с мироносицами приходят к пустой гробнице

По иудейскому обычаю, существовавшему во времена Христа, тело умершего должно было быть помазано драгоценным миром, чтобы оно было готово предаться тлению смерти. Тело Христа не было исключением из этого правила, поэтому группа женщин, взяв с собой миро, посетила гробницу, чтобы исполнить долг каждого благочестивого иудея по отношению к умершему человеку.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Обычно эти почести воздавались в момент погребения, после чего гробница запечатывалась. В случае с Господом помазание при погребении не совершалось, так как время для этого уже прошло из-за строгого соблюдения субботы, начавшегося в момент снятия Христа с креста. (Это должно было произойти примерно на рассвете субботы). Поэтому невозможно было ни купить необходимые вещи, ни находиться поблизости от гроба, который находился за воротами Иерусалима.

Одним из многочисленных ограничений, соблюдавшихся в субботу, было запрещение проходить больше пути субботнего дня, который, по мнению одной школы знатоков закона, составлял 1000 шагов (около 500 м), а по мнению другой - 2000 шагов или около километра. Поэтому мироносицы успели купить мирру, но не успели посетить гробницу и, конечно, отвалить камень, закрывавший вход в нее.

Интересно, что библейские отрывки используют римскую систему времени и принимают, что суббота заканчивалась на рассвете следующего дня: в первую из суббот, то есть в первый день после субботы. Например, в отрывке из Евангелия от Матфея 28, 1 мы читаем: Очень поздно в субботу, а первый день после субботы рассветает, то есть до утра после субботы ее соблюдение продолжалось, а следующий день начинался с появлением первых лучей восходящего солнца.

Единственный евангелист, который, по-видимому, придерживался иудейской системы деления суток на части, - это святой Марк. В отрывке из Евангелия от Марка 16, 1 он говорит, что они купили благовония, как только закончилась суббота, то есть поздно вечером того же дня, а утром первого дня после субботы, когда наступил день покоя, они посетили гроб Господень. Когда же суббота прошла, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Саломия купили благовоний, чтобы пойти и помазать Его. И пришли ко гробу в первый день недели, когда солнце уже взошло. Несомненно, они вышли из своих домов еще в темноте, и солнце только начало всходить, когда они покидали город. По всей вероятности, так оно и есть, потому что он единственный, кто фиксирует действия мироносиц в городе. Это действие - покупка пряностей - происходило в соответствии с иудейскими правилами соблюдения субботы [после захода солнца].

Святой Лука отмечает, что снятие с креста произошло очень поздно в пятницу, то есть утром в субботу, но до восхода солнца, так как именно это знаменовало начало дня покоя (Лк. 23, 54), это был день Приготовления и начиналась суббота. Таким образом, евангелист считает, что день покоя начинался не вечером в пятницу, а утром в субботу.

Мироносицы приготовили благовония, чтобы исполнить свой долг перед мертвым телом Господа, и пришли к гробу, как только закончился субботний день отдыха - очень рано утром, как раз когда рассветало на следующий день, воскресенье: В субботу они отдыхали по заповеди, а в первый день недели, на рассвете, пришли к гробу (Лк. 23, 56- 24, 1).

Аналогичным образом святой Иоанн Богослов подчеркивает, что святая Мария Магдалина приступила ко гробу, когда еще было темно, и увидела камень, отвалившийся от гроба (Ин. 20, 1).

Изучение этих отрывков показывает, что женщины пришли к гробнице очень рано утром в воскресенье, сразу после того, как им разрешили выйти из города. Это соответствует римской системе счисления дней и часов, по которой день начинался с восходом солнца. В этой системе день делился на двенадцать световых и двенадцать ночных часов. В зависимости от времени года и региона Римской империи они могли существенно различаться.

Вот как евангелисты определяют время в своих повествованиях о страстях и распятии:


а) Матфей говорит (27, 45-46): от шестого часа (12 часов пополудни по нашему времени) до девятого часа (3 часа) была тьма по всей земле. Около девятого часа (3) Иисус возопил громким голосом....

б) Марк говорит точно то же самое в стихах 23, 44.

в) Лука, однако, в стихах 23, 44 не упоминает о времени, когда Господь испустил последний вздох.

г) У Иоанна в стихе 19, 14 есть аналогичное определение времени: Это было приготовление к Пасхе, около шестого часа (полудня), и [Пилат] сказал Иудеям..., с той разницей, что он дает только первую часть временного отрезка, начиная с окончания суда над Христом у Пилата.

Согласно этому отсчету времени суток, который, заметим, продолжал применяться и в Восточной Римской империи (Византии), получается, что мироносицы вышли из дома после 11 часов вечера и достигли гроба около часа ночи, то есть к концу 11-го часа ночи, или когда им было разрешено идти.

Решающую роль в решении мироносиц посетить гробницу рано утром, а не днем в субботу, а также в использовании евангелистами римского деления дня, очевидно, сыграл тот факт, что место распятия и место расположения гробницы находились за воротами Иерусалима. Вечером, на закате, как и во всех городах древнего мира, ворота закрывались и вновь открывались на рассвете. Особенно в это время, когда в городе находились тысячи иудейских паломников и римский наместник Понтий Пилат, меры безопасности должны были быть очень строгими, а стража - в состоянии повышенной боевой готовности.

Поскольку снятие с креста и быстрое погребение происходило с разрешения Пилата, участники этих действий могли оставаться за воротами после захода солнца. Таким образом, расписание событий, связанных с передвижением учеников и женщин, записанное авторами Евангелий, следует рассматривать в соответствии с римской, а не иудейской системой деления суток.