Найти тему

Блаженны те, кто не сеял

Некоторые шутят, что Фома Воскресный - это день именин неверующих. Конечно, неверие вряд ли можно назвать добродетелью, которой стоит радоваться, и не стоит поздравлять тех, у кого оно есть. Даже если в некоторых гимнах неверие Фомы считается хорошим, это все равно недостаток. Вот как видит это святитель Иоанн Златоуст. Ссылаясь на святого Иоанна Богослова, он говорит: Посмотрите, как апостолы любят истину. Они не скрывают ни своих, ни чужих недостатков, но с великой честностью записывают их.

Наше приложение:

Апостол Фома
Апостол Фома

Он соизволил быть тронутым

Именно поэтому Златоуст отмечает, что призыв Христа к Фоме прикоснуться к Нему и быть не неверующим, а верующим - это не просто предложение, а обличение. Он говорит: Он употребил эти слова как резкий выговор. Другой толкователь, Зигавинос, отмечает, что Фома справедливо осужден за то, что не доверял своим ученикам, которые были самыми надежными свидетелями Воскресения. Конечно, эти же ученики не поверили мироносицам, когда те рассказали им, что видели воскресшего Христа.

После Своего воскресения Христос продолжал проявлять понимание слабостей Своих учеников и являлся им, чтобы поддержать их в правильной вере. На восемь дней Он оставил того, кого не было при Его первом появлении, как для того, чтобы он услышал об этом от других учеников, так и для того, чтобы, по словам святителя Иоанна Златоуста, у Фомы усилилось желание увидеть Его. Он явился еще раз, чтобы подтвердить Свое воскресение одному ученику. И Он не стал ждать, пока Фома спросит, а сразу пригласил его прикоснуться к Нему. Златоуст с изумлением заключает: Видишь любовь-доброту Господа!. И вместе с ним мы поем: Человеколюбец, велико и неизмеримо множество милосердных дел Твоих, ибо Ты соизволил прикоснуться к апостолу [доксастико на вечерне в Фомино воскресенье].

Хорошее неверие


Конечно, неверие Фомы отличается от всех тех квалификаций и различных оправданий, которые мы встречаем в современном мире. Фома верил, что Христос - Мессия. Эта вера подкреплялась ежедневным общением с Ним, слушанием Его проповедей, переживанием Его Божественной силы, проявлявшейся в Его многочисленных чудесах. Он так любил и доверял Ему, что, когда понял, что Он идет в Иерусалим в последний раз, сказал: Пойдем и умрем с Ним.

Но все сложилось иначе. После ареста Христа Фома оставил Его, как и другие ученики, и все они от страха спрятались.

Фома был глубоко разочарован, его надежды рухнули. Где же был Тот, Кто должен был искупить Израиль? Крест и смерть Христа разрушили его веру в Его Божественность. Однако, когда остальные десять учеников сказали ему, что видели воскресшего Господа, было трудно отмахнуться от их слов как от бреда, и он пошел на компромисс, сказав, что хочет увидеть Его, но также хочет и прикоснуться к Нему.

Условие для веры

В современном мире есть немало людей, которые не поверили бы, даже если бы стали свидетелями чудес. Отчасти из-за нашего светского образа жизни, отчасти из-за своих страстей, отчасти из-за полной зависимости от разума и якобы всепроникающей силы науки они ослепли настолько, что, как говорит патриарх Авраам богачу в притче, даже если бы они увидели воскресшего из мертвых, они бы не поверили.

Есть, однако, и более распространенная форма неверия - лицемеры, которые, по словам пророка Исайи, чтут Бога только устами, а сердцем далеки от Него. Святой Павел говорит, что это скорее слушатели Закона Божьего, чем его исполнители. Они посмотрелись в зеркало Божьего закона, как говорит нам брат Господень Иаков, увидели, в чем их недостатки, но потом отошли и забыли о том, что видели.

Заповеди Божии действительно освобождают нас от греха, и только соблюдая их как ориентир и отношение к ним, мы можем стать исполнителями Закона Божия и обрести подлинную и твердую веру в Него. Тогда нам не нужно будет ни видеть воскресшего Христа телесными очами, ни прикасаться к Нему. Мы испытаем силу Воскресения в своей личной жизни, потому что через борьбу покаяния мы будем распяты, погребены и воскрешены вместе с Христом. Тогда мы будем достойны блаженства: Блаженны невидевшие и уверовавшие.