25 мая итоги фестиваля были подведены. Вообще в списке фильмов, чья премьера была намечена в рамках фестиваля, было довольно много, которые теперь очень хочется посмотреть. Я следила за приходящими каждый день рецензиями от критиков. Какие-то были ожидаемыми, что-то удивило.
Здесь отмечу те, которые хочется посмотреть больше всего.
“Анора” Шона Бейкера
Прежде всего стоит отметить, что победителем основной программы стала драмеди “Анора” (Anora) Шона Бейкера (Sean Baker). Единственное, что меня привлекло в этом фильме на момент знакомства со списком участников, это участие Юры Борисова (кого я считаю чуть лучше Александра Петрова и не понимаю, почему о нём говорят намного меньше). И была очень удивлена, что Пальмовая ветвь досталась именно этому фильму, прямо “тёмная лошадка”. Грета Гервиг, председатель жюри в этом году, решила быть оригинальной во всём, охватывая актёрские роли, режиссёрские решения и выборы победителя на фестивале.
“Мегалополис” Фрэнсиса Форда Копполы
Больше всего меня волновало, что скажут критики о проекте мечты Фрэнсиса Форда Копполы “Мегалополис” (Megalopolis). Самый первый отклик был пренебрежительный. Если уместить в два слова, то критик считал фильм “претенциозным воплем”. Но впоследствии мнения поделились, от чего “Мегалополис” нельзя назвать безнадёжным. Из 12 критиков, дававших свой отклик, 5 посчитали его ‘хорошо’, трое – ‘средне’, четверо – ‘плохо’. Средний балл в турнирной таблице составил 2,1.
“Зёрнышко священного инжира” Мохаммеда Расулофа
Самым ярким заявлением стала драма иранского режиссёра Мохаммеда Расулофа “Зёрнышко священного инжира” (Mohammad Rasoulof – The Seed of the Sacred Fig). Она рассказывает о семье в Тегеране, разделённой из-за репрессивных действий иранского правительства.
Интерес у меня этот проект вызвал уже на уровне названия (какое оно поэтическое), но всё намного серьёзнее. Громкая история связана с самим режиссёром, чьё присутствие на фестивале до последнего момента оставалось под вопросом.
В 2022 году он был назначен членом жюри в секции Un Certain Regard на Каннском фестивале 2023 года. Но так случилось, что в июле 2022 года его арестовали за критику иранской политики относительно событий в стране. Так что в прошлом году он во Франции не был.
Мохаммед Расулоф рисковал своей жизнью, появившись на показе после того, как 13 мая 2024 года бежал из Ирана, чтобы избежать тюремного заключения. Иранские власти приговорили его к восьми годам тюремного заключения за создание фильма, в котором критикуется режим.
Прибытие Расулофа в Канны стало настоящим политическим заявлением. Иранские власти оказывали на него давление, чтобы он отозвал “ Зёрнышко священного инжира” из конкурсной программы, и преследовали продюсеров и актёров фильма. Последние не появились. Актриса Сохейла Голестани и вовсе была арестована иранской службой безопасности.
Зрители во Дворце фестивалей встретили его бурными аплодисментами, когда он занял своё место. Они сопроводили стоячей овацией, продолжавшейся 12 минут, и сам фильм, выражая своё почтение. Али Аббаси, режиссёр драмы “Ученик”, тоже из официального конкурса, призывал публику продолжать хлопать. Ни о без его призыва публика горячо поддерживала Расулофа.
Фильм “Зёрнышко священного инжира” встряхнул Канны, он получил специальный приз федерации международной прессы (The FIPRESCI). Пять критиков оценили фильм как ‘превосходно’, семь – как ‘хорошо’. Средний балл – 3,4. Самый высокий.
“Ученик” Али Аббаси
Раз уж упомянула про Али Аббаси, то и продолжу эту заметку о нём. Предыдущим его проектом, который претендовал на получение Пальмовой ветви, была драма “Убийца “Священный паук” (Holy Spider) в 2022 году. В ней простой каменщик из Мешхеда вознамерился очистить свой город от проституток.
В этом году Аббаси представил в Каннах драму “Ученик” (The Apprentice) о взлёте Дональда Трампа в сфере недвижимости в 1970-х и 80-х годах. То есть политического периода сюжет фильма не касается.
По мнению одного из критиков, Аббаси “безуспешно пытался найти причины его чёрствости и мании величия”. Дональд Трамп учился трюкам от более опытного коллеги, им был адвокат Рой Кон, которого часто называют злобным, жестоким, безжалостным садистом, беспощадным адвокатом-головорезом, который выиграет любой ценой. Роль Трампа исполняет Себастиан Стэн (Sebastian Stan), который до того, как очень громко заявить о своих драматических способностях, играл роль Баки Барнса в марвеловских Мстителях. Так получилось, что у Стэна получилось подряд сразу два внушительных проекта в последнее время. Первым оказался “Другой человек” (A Different Man) Аарона Шимберга. За главную роль в этом фильме он получил ‘Серебряного Медведя’ на Берлинском кинофестивале в феврале 2024 года. И теперь – роль Трампа, которую критики отметили как тоже очень хорошую, в которой он чётко подмечает манеры и ужимки бизнесмена и будущего Президента США.
Роль Роя Кона исполняет Джереми Стронг. Критики тоже неплохо откликаются о работе актёра над образом, они пишут, что, несмотря на несходство во внешности, он мастерски изобразил “морально опустошённый” взгляд этого человека. На самый больший процент мне хочется посмотреть фильм именно из-за Стронга. Очень интересен этот актёр.
Что касается персонажа, который ему достался, то образ крайне интересный – сложный, как актёры любят.
Пути Роя Кона и Дональда Трампа пересеклись в 1970-х годах, после того как правительство США подало в суд на Трампа и его отца за дискриминацию чернокожих арендаторов принадлежащих им квартир. Кон призвал Трампа подать встречный иск в Министерство юстиции, и дело в конечном итоге было урегулировано.
В статье The Washington Post за 2016 год говорилось, что Кон – это тот человек, который научил Трампа “использовать власть и внушать страх”, то есть двум навыкам, которые Трамп продолжает оттачивать и по сей день.
Роя Кона часто обвиняли в лицемерии – он был геем, который преследовал других геев и увольнял их с работы. Он умер от СПИДа в 1986 году после того, как публично отрицал, что он гей, и настаивал на том, что у него рак печени. Коллега Кона Роджер Стоун заявлял, что "Рой не был геем. Он был человеком, которому нравилось заниматься сексом с мужчинами”. То есть это противоречие, у которого нет ответа.
Джереми Стронг не мог присутствовать на премьере драмы в Каннах 20 мая, так как у него сейчас идёт спектакль на Бродвее “Враг народа” по пьесе Генрика Ибсена. Но он прислал письмо, которое зачитал Али Аббаси. В целом Стронг раскритиковал обоих – и Трампа, и Кона. Цитата: “Мы живём в мире, где истина подвергается нападкам. И в Америке эти нападки на истину во многих отношениях начались в период злонамеренного ученичества Дональда Трампа у Роя Кона. Журнал National Law Journal назвал Кона "специалистом по нападениям", и в этот опасный момент истории мы сталкиваемся с длинной и мрачной тенью Роя Кона. Его наследие лжи, откровенного отрицания, манипуляций и вопиющего пренебрежения истиной воплотилось в его выдающемся ученике”.
Несмотря на то, что фильм пытается раскрыть миру две таких неоднозначных личности, на критиков он не произвёл впечатления. Он получил девять оценок ‘средне’, две – ‘очень слабо’, одну – ‘плохо’. Средний балл – 1,7.
“О, Канада” Пола Шредера
Ещё одним таким же неудачником в конкурсе оказался фильм Пола Шредера “О, Канада” (Paul Schrader – Oh, Canada). Фильм представляет собой предсмертную исповедь уважаемого документалиста американского происхождения Леонарда Файфа (его роль исполняют Ричард Гир – во взрослом возрасте, и Джейкоб Элорди – в молодости). Его средний балл составил всего 1,8.
Фильм является экранизацией романа Рассела Бэнкса “Предрешённый” (Foregone) 2021 года. Леонард Файф, главный герой романа, всю жизнь прятался от мира и от самого себя. Внешне он успешный режиссёр-документалист, левый деятель в Канаде, куда он бежал из Новой Англии в 1968 году, предположительно, чтобы избежать призыва на вьетнамскую войну. Он живёт в благоустроенной квартире в Монреале с Эммой, своей женой и продюсером, с которой работает уже 40 лет, и ему удаётся быть одновременно и материально обеспеченным, и морально праведным. Но в свои 78 лет, больной и находящийся на грани смерти, он теперь поглощён необходимостью признаться, что его жизнь так же пронизана ложью и предательством, как его тело поражено раком.
Новый фильм Шредера не избежал того же колкого замечания, как и его коллега Фрэнсис Форд Коппола, что фильм получился хаотичным и беспорядочным. Шредеру припомнили его предыдущие работы – сценарий к “Таксисту” и трилогию “Man in a Room”, в которых он изучал проблемных мужчин, пытающихся разобраться со своим сложным прошлым, записывая его в дневник и выпивая. Здесь же Шредер пытается зайти на “новую тематическую территорию”, хотя его герой и остаётся в комнате и анализирует тревоги. Критикам не понравилось, как режиссёр работает с прошлым и настоящим, меняя стили и играя с чёрно-белым изображением, по их мнению, это скорее дезориентирует, чем погружает в историю.
Но плюсом назвали то, что в фильме есть крайне интересная мысль. Никто из нас не может знать наверняка, каковы будут последние мысли перед смертью. И Пол Шредер своим фильмом “смог пробудить стремление к размышлениям, которое объединяет всех нас. И потом, никто не сможет окончательно разобраться в том, что мы называем жизнью, но мы все, безусловно, попытаемся”.
“Мотель Дестино” Карима Айнуза
В основе “Мотеля Дестино” (Motel Destino) лежит история Эральдо, парня с не очень богатым прошлым и не очень большим будущим, если он не перестанет поддаваться своим первобытным порывам. Когда мы встречаем зрелого, непредсказуемого владельца мотеля Элиаса (Фабио Ассунсон, местами похожий на молодого Уиллема Дефо – классный комплимент), становится очень явной ссылка на триллер “Почтальон всегда звонит дважды”. Вопрос не в том, поддадутся ли Эральдо и Даяна, молодая жена Элиаса, своим плотским порывам, а в том, когда. И когда – а не если – непредсказуемый Элиас узнает об этом, как он отреагирует?
Карим Айнуз (Karim Aïnouz) играет с концепцией эротики, которая, безусловно, является самым интересным элементом этой драмы: огненно-оранжевые простыни, инфракрасные линзы и ярко-синие вспышки.
Критик пишет, что Карим Айнуз становится непредсказуемым режиссёром, и в хорошем смысле этого слова. Он пробует свои силы в нескольких стилях и обнаруживает, что разбирается в каждом из них. Но это не стало поводом оценить фильм высоко. Его средний бал составил всего 1,9.
“Мотель Дестино” также претендовал на получение Queer Palm (так как он относится к ЛГБТ-категории), но его обошла румынская драма “Три километра до конца света” (Three Kilometres to the End of the World) Эманюэля Парву (Emanuel Pârvu).
***
Ещё фильмы, которые вызвали заинтересованность:
- “Эмилия Перес” Жака Одиара (Emilia Pérez – Jacques Audiard) мюзикл о смене пола как способе скрыться от властей. Приз жюри и награда за женский актёрский ансамбль.
- “Девушка с иголкой” Магнуса фон Хорна (The Girl with the Needle – Magnus von Horn) реальная история о женщине, которая стала серийной убийцей.
- “Партенопа” Паоло Соррентино (Parthenope – Paolo Sorrentino). Сирена в греческой мифологии, утопившаяся после того, когда Одиссей устоял перед пением сирен. Её тело было выброшено на берег в районе, который стал Неаполем. У режиссёра это будет история о женщине, которая ни миф, ни город.
- “Саван” Дэвида Кроненберга (The Shrouds – David Cronenberg) о том, как можно связываться с душами умерших.
- “Вещество” Корали Фаржа (The Substance – Coralie Fargeat) про удивительный препарат, дарящий молодость (уж не на оземпик ли завуалированный намёк). Награда за сценарий.