В советское время многие наши знакомые использовали ежегодный отпуск для поездки на море. Но только не мои родители. Каждый год, начиная с зимы мама начинала закупать подарки для родственников и собирать чемодан на родину. Маршрут никогда не обсуждался, Рязанщина, и всё тут. Чаще меня отправляли раньше самолётом, потом прилетали родители. Обычно их отпуск приходился на август, чтобы забрать меня к школе.
Большой рыжий кожаный чемодан неизменно сопровождал нас в поездке. Накануне отъезда домой, мы шли в сад, рвали самые большие яблоки и, аккуратно каждое заворачивая в газету, укладывали в этот самый чемодан. С годами это стало традицией. Чемодан ждали в Сибири наши друзья и соседи.
В маленьком городке «местных» не было. Русские, белорусы, узбеки, немцы, украинцы, буряты… Все привозили из отпуска подарки, которые можно было найти только там – у себя на родине. Из Рязани ждали яблоки. Чемодан был тяжёлым, в аэропорту грузчики его швыряли, яблоки бились, и от этого начинали источать сильный аромат. И когда дома наконец-то открывали чемодан, аромат, буквально, сшибал с ног. Опустошали его в первый же вечер, битые бочка не успевали потемнеть. Видно было, что родители довольны. С чувством исполненного долга чемодан убирался до следующего года.
Так получилось, что теперь я живу в местности, где когда-то был огромный плодоносящий сад, окаймлённый липовой аллеей и рвом. Теперь он стар, яблони и груши одичали, однако, прямо в поле ещё можно найти хорошие сорта. Птички и зверики постарались, сохранили. Происхождение и историю этого сада мне ещё предстоит выяснить. А сегодня хочу познакомить вас с сортами из списка экспонатов Ермишинской волостной с/х выставки Сасовского уезда. которая проходила 18 октября 1925 года. На ней были представлены все культуры, которые произрастали и культивировались в Сасовском уезде, а, так же, инструменты для обработки. Но сейчас мы обратимся к отделу садоводства. Садовые яблони и яблоки: Бабушкино, Титовка, Крымка, Антоновка, Воронежский аппорт, Боровинка, Сибирская яблоня, Сусловское, Акаевская красавица, Анис полосатый, Коричновое (коричное?) полосатое; садовые кустарные и др. растения: крыжовник, малина, смородина, лиственница, сибирский кедр (неожиданно), Сибирская ель, Вибпутовская сосна, горная сосна, сирень маковая…
Такие выставки проходили в каждом районе, экспонировались лучшие сорта, выращенные в этой местности.
Сегодня, расчищая старый сад, среди яблонь и груш мы так же находим декоративные и плодоносящие кустарники, вишню, жасмин, шиповник... Вероятно, здесь были зоны для отдыха. Любимое из моих находок – тёмная фиолетовая сирень. А крупные ароматные яблоки можно найти даже у пруда, далеко за пределами сада, и просто в поле. Представьте себе, поле с яблонями под Пронском! Но в Ермишинском районе таких садов я не помню, с 70-х их там уже не было. Однако, так было не всегда. Как минимум два сада обнаружились в воспоминаниях местных жителей моего родового села Спасско-Раменья. Один – на окраине села, и назывался он «Ванин сад». Другой – в деревне Богатовка, я видела эти старые яблони.
Вот что пишет местный краевед Сергей Александрович Холуйский в 60-х о Ермишинских садах: «В 1863 году Акаево село носило название новое «Прундасьево». Своё название оно получило за пруды, которые выкопали крепостные крестьяне помещиков Н.В. Кугушева и С.А. Кугушева. На острове среди пруда был устроен каменный павильон для увеселений. В Акаеве было много садов, крепостные умельцы-садоводы смогли вывести среднеспелый урожайный сорт местной яблони «Акаевская красавица». Большие сады были у другого и последнего помещика села Акаева Лемана Н.П…»
Конечно, можно заметить, что яблоки растут во многих регионах, даже в Сибири, тут не поспоришь. Но сладкие тёмно-коричневые мороженные и терпкие мочёные из бочки я пробовала только здесь, у своей бабушки. А что можно было встретить на Московских базарах у рязанских торговцев? Что представляла Рязань на «Рязанском дворе» Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве? В том числе, - мороженные яблоки, которые почему-то в столице называли «Рязань» (резань). Об этом же пишет Иван Шмелёв в романе «Лето Господне», описывая постный рынок.
Свойство нашей памяти - фиксировать воспоминания, вызывающие очень яркие и положительные эмоции, полученные в беззаботный и защищённый период, который называется детством. Эти воспоминания остаются с нами навсегда. Мне запомнился чемодан с ароматными рязанскими яблоками.