Найти в Дзене
Ядвига Мухоморова

Sleeping satellite / Спящий спутник Тасмин Арчер эквиритмический (стихотворный) перевод

93 год ознаменовался в России массой событий в экономической и политической жизни. Это было начало десятилетия лихих девяностых с новорусскими реалиями, бандитизмом, сломом старой страны, инфляцией, безработицей, абсолютной непредсказуемостью каждого дня. Объективно это было жуткое и страшное время, время, когда вся жизнь стремительно и неотвратимо менялась просто на глазах. В российской эстраде именно в тот момент складывался пантеон тех поп-божеств, которые, к сожалению, оккупировали ее на долгие десятилетия. Костяком стала, конечно советско-околопугачихинская камарилья с добавлением массовки из второстепенных звездулек: вылезших в конце 80-х молодежных группешек с абсолютно неразличимыми, безголосыми смазливыми пареньками и девицами в блестящих колготках и блестках, новомодных певулек и певчишек, оседлавших модные луки и темы. Уровень и качество (а вернее, днище) российской эстрады 90-х, это, конечно, словами невыразимая хтонь и параша, вспоминать которую добрым словом

93 год ознаменовался в России массой событий в экономической и политической жизни. Это было начало десятилетия лихих девяностых с новорусскими реалиями, бандитизмом, сломом старой страны, инфляцией, безработицей, абсолютной непредсказуемостью каждого дня. Объективно это было жуткое и страшное время, время, когда вся жизнь стремительно и неотвратимо менялась просто на глазах.

В российской эстраде именно в тот момент складывался пантеон тех поп-божеств, которые, к сожалению, оккупировали ее на долгие десятилетия. Костяком стала, конечно советско-околопугачихинская камарилья с добавлением массовки из второстепенных звездулек: вылезших в конце 80-х молодежных группешек с абсолютно неразличимыми, безголосыми смазливыми пареньками и девицами в блестящих колготках и блестках, новомодных певулек и певчишек, оседлавших модные луки и темы. Уровень и качество (а вернее, днище) российской эстрады 90-х, это, конечно, словами невыразимая хтонь и параша, вспоминать которую добрым словом можно, конечно, только из ностальгических соображений о тех временах, когда мы были молодыми, безмозглыми и счастливыми несмотря ни на что.

Ив этих же годах, а точнее, в 93-м, в ротациях наших радиостанций, в противовес шлаку и халтуре российской сцены, появилась композиция британской певицы Тасмин Арчер «Sleeping satellite», которую я по сей день считаю гениальнейшей и красивейшей песней, достойной войти в поп-топ-100.

Мне всегда было интересно, о чем же поется в этой чарующей композиции. И, на удивление, ее содержание оказалось далеким от стандартных поп-причитаний о любви-моркови, страданиях на тему, кто кого бросил и кто кого полюбил или не полюбил. Смысл довольно необычен и глубок — он о полете человека к Луне и в космос вообще, о том, какие проблемы ждут нас там и стоит ли вообще лететь к звездам, если на Земле еще так много боли и проблем, с которыми человечество не смогло справиться. Давно хотелось сделать эквиритмический перевод этого шедевра, и вот наконец получилось. У песни довольно интересная структура — она начинается с припева, который повторяется всего 4 раза, и 3 куплетов.

Спящая Луна

припев
Свет луны с небес твоя вина
ведь парить мечта
Нами предана.
Ночь лунная виной полна,
В том, что синь морей высохла до дна
Невинна только спящая Луна.

1. Слишком рано ступив на луну,
у иллюзий в плену,
понял ты, что мечта
за время пути
химерой стала.
и горечь всех потерь,
может быть, подсластит
нам теперь
приключение века.
припев (повтор 1 стиха)
2. Слишком быстро помчались вперед
и взлетели до звезд.
Если мир так велик,
почему боли крик
к Луне взлетает?
Скажи, зачем Земля,
ради целей далеких
каких
снова жертвою станет?
припев (повтор 1 стиха)
3. Если к звездам в небесной дали
мчимся мы от Земли,
то достанет ли сил,
чтобы груз не сломил
той ноши?
Иль мимо цели,
как вслепую, стрелять
наугад
гонит дух приключений?

У Тасмин Арчер шикарнейший, богатейший голос, узнаваемый и сочный. К тому же, она выступила и автором музыки. Песня имела оглушительный успех на родине, в России тоже была популярна, но не так широко, конечно.

К сожалению, в дальнейшем, певица успеха «Спящей Луны» повторить не смогла. Я честно слушала ее другие композиции, но ничего подобного ни по энергетике, ни по качеству мелодии, увы, не нашла. Тем не менее только за одну эту песню она достойна не быть забытой.

Ниже предлагаю оригинал на английском и русский подстрочник.