Найти в Дзене

"Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Окуджава и Пушкин

Берегите нас, поэтов, от дурацких рук,

от поспешных приговоров, от слепых подруг.

Берегите нас, покуда можно уберечь.

В этом году отмечаем две юбилейные даты:

6 июня - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 9 мая - 100 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы

Поэтов разных поколений связал Арбат. В Москве они оба родились, провели детские годы, оба покидали её и снова возвращались. Будучи взрослым, в одном из интервью Булат Окуджава сказал: «Мне крупно повезло, потому что я родился на Арбате и жил там, в доме 43, и юность моя прошла там, а Александр Сергеевич жил через пять домов, для меня это какой-то символ. Хотя Арбат и сам по себе улица знаменательная, но плюс Пушкин ...»

Александр Сергеевич

Не представляю Пушкина без падающего снега,
бронзового Пушкина, что в плащ укрыт.
Когда снежинки белые посыплются с неба,
мне кажется, что бронза тихо звенит.

Не представляю родины без этого звона.
В сердце ее он успел врасти,
как его поношенный сюртук зеленый,
железная трость и перо — в горсти.

Звени, звени, бронза. Вот так и согреешься.
Падайте, снежинки, на плечи ему…
У тех — всё утехи, у этих — всё зрелища,
а Александр Сергеича ждут в том дому.

И пока, на славу устав надеяться,
мы к благополучию спешим нелегко,
там гулять готовятся господа гвардейцы,
и к столу скликает «Вдова Клико»,

там напропалую, как перед всем светом,
как перед любовью — всегда правы…
Что ж мы осторожничаем?
Мудрость не в этом.
Со своим веком можно ль на «вы»?

По Пушкинской площади плещут страсти,
трамвайные жаворонки, грех и смех…
Да не суетитесь вы!
Не в этом счастье…
Александр Сергеич помнит про всех.

Несколько лет назад был снят документальный фильм о том, как мы, современники, воспринимаем поэтов, какое место они занимают в нашей жизни. Мне повезло, я тоже принимала участие в работе над этим фильмом:

https://www.doverie-tv.ru/videos/19632 "Тайны кино": "Храни меня, мой талисман" - «Москва Доверие»

Окуджава всю свою большую творческую жизнь воспевал человеческое достоинство, любовь к родному городу, друзьям, миру. Бард, ставший старшим товарищем для поэтов-шестидесятников, духовным учителем для Владимира Высоцкого, влившийся и во многом определивший атмосферу оттепели, жил в последние годы на даче в Переделкино. Именно там каждый год, после смерти Окуджавы в 1997-м, проходят концерты, посвященные памяти поэта.

Сегодня мы рассмотрим одну из граней творчества Б. Окуджавы, ее работы, связанные с миром Пушкина. Булат Окуджава посвятил Александру Сергеевичу Пушкину несколько стихотворений. В 1964 году поэт написал стихотворение «Былое нельзя воротить», проникнутое ностальгией по старой Москве и мечтой о встрече с Пушкиным.

Русскую поэзию и прозу XX столетия невозможно представить вне самоопределения относительно Пушкина, который представлялся ей воплощением духа творчества и национального искусства, его «всечеловеческой отзывчивости».

 «Окуджава и Пушкин», рисунок художницы Галины Ваншенкиной, 1992 год.
«Окуджава и Пушкин», рисунок художницы Галины Ваншенкиной, 1992 год.

"лучше всех Пушкина понял не исследователь, а поэт – Булат Окуджава. В его стихотворении "Александру Сергеичу хорошо, ему прекрасно…" больше понимания личности Пушкина, чем во многих академических трудах…". Ю.М. Лотман

Б. Окуджава считал А.С. Пушкина «счастливчиком», потому что даже «жандармы его стихи на память заучивали»:

Александру Сергеичу хорошо!
Ему прекрасно!
Гудит мельничное колесо,
боль угасла,

баба щурится из избы,
в небе — жаворонки,
только десять минут езды
до ближней ярмарки.

У него ремесло первый сорт
и перо остро.
Он губаст и учен как черт,
и все ему просто:

жил в Одессе, бывал в Крыму,
ездил в карете,
деньги в долг давали ему
до самой смерти.

Очень вежливы и тихи,
делами замученные,
жандармы его стихи
на память заучивали!

Даже царь приглашал его в дом,
желая при этом
потрепаться о том о сем
с таким поэтом.

Он красивых женщин любил
любовью не чинной,
и даже убит он был
красивым мужчиной.

Он умел бумагу марать
под треск свечки!
Ему было за что умирать
у Черной речки.

Одно из самых важных для понимания отношения Окуджавы к Пушкину является стихотворение «На фоне Пушкина снимается семейство». При видимой простоте этого текста обнаруживается философская глубина. В этом стихотворении, а особенно во второй строфе автор призывает покончить со спорами, с враждой, нужно жить в мире, в согласии, в добре, проявлять доброжелательность к окружающим людям. Образ Пушкина объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями.

Люди, фотографируясь на фоне памятника, хотят познать бессмертие. И Окуджава дарит им его. Точнее, возвращает им то, что у них есть и о чем они сами даже, быть может, и не подозревали. А не подозревали они о своей внутренней причастности к Пушкину. Ведь они стоят на фоне его памятника, охваченные любовью к великому поэту. Одно только прикосновение к Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива фотоаппарата вылетит птичка.

Булат Окуджава, читающий стихотворение «Счастливчик Пушкин». Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976) - встреча с поэтами на Мойке.
Булат Окуджава, читающий стихотворение «Счастливчик Пушкин». Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976) - встреча с поэтами на Мойке.

Булат Окуджава, читающий стихотворение «Счастливчик Пушкин». Кадр из фильма «Ключ без права передачи» (1976) - встреча с поэтами на Мойке.

Песни Булата Окуджавы прозвучали ещё в одной картине Владимира Мотыля – «Звезда пленительного счастья» (1975), которые связаны с миром Пушкина. Кроме того, Булат Окуджава сыграл здесь эпизодическую роль капельдинера, не отмеченную в титрах.

При всей новизне творчества Б. Ш. Окуджавы, его произведения четко выстраивают образ мира в традициях отечественного жизнетворения. При этом, интертекстуальность – это активный диалог с прошлым, неотъемлемое свойство национального самосознания, стремление к духовной интеграции. Но оригинальность прозы Окуджавы, его переосмысления в ней традиций русской классики заключается в том, что проза современного автора не вырастает из истории, а как бы надстраивается над поэзией XIX в., используя мотивы, сюжеты и образы, которые были связаны с прежней литературной традицией, и воссоздаются автором в духе этой традиции.

Советую прочитать:

Пушкин и Окуджава. Часть 1 (Светлана Петровская) / Проза.ру

Пушкин и Окуджава. Часть 2 (Светлана Петровская) / Проза.ру

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ