Найти в Дзене
Разноцветные грани

"Всё дышит запахом цветов": как передать аромат средствами живописи

Изобразительное искусство воспроизводит визуально воспринимаемые качества реального мира, то есть те, что мы видим: форму и размеры предметов, их цвет, расположение в пространстве. При этом основным выразительным средством наиболее популярного вида изобразительного искусства — живописи — является цвет.

Живописи подвластно многое. Картины рассказывают о минувшем, "останавливают мгновения", запечатлевая мимолётное; пейзажи показывают красоту природы и городские виды, портреты сохраняют облик людей. Мы считываем информацию, содержащуюся в живописных полотнах, при помощи зрения. Но, глядя на картину, мы не можем услышать звуки, которые сопровождают изображённое (например, пение птиц, плеск морских волн, разговор персонажей), как и не можем ощутить запахи. Как правило, мы их домысливаем.

Наверняка, глядя на яркий фруктово-овощной натюрморт Мартироса Сарьяна вы представляете себе и запахи.

Мартирос Сарьян. Плоды каменистых склонов Арагаца. 1958 г. Холст, масло. 145х115 см. Иркутский областной художественный музей
Мартирос Сарьян. Плоды каменистых склонов Арагаца. 1958 г. Холст, масло. 145х115 см. Иркутский областной художественный музей

Ну, запахи фруктов все представляют более-менее одинаково. А если на картине изображено что-то другое, то тут в представлении запахов, как говорится, возможны варианты. И порой музеи на выставках практикуют так называемое ольфакторное сопровождение. То есть приглашают парфюмеров составить ароматы некоторых картин. Например, в музее русского импрессионизма в Москве ольфакторное сопровождение выставок уже стало традицией. Рядом с некоторыми картинами располагаются плотно закрытые стеклянные баночки. Можно снять крышку и почувствовать аромат, составленный парфюмером. Там же можно прочесть "расшифровку": какие запахи и почему использованы.

Ольга Розанова. Валет червей. Из серии "Игральные карты". 1914-1915 гг. Холст, масло. МБУК Слободской музейно-выставочный центр
Ольга Розанова. Валет червей. Из серии "Игральные карты". 1914-1915 гг. Холст, масло. МБУК Слободской музейно-выставочный центр

Вот, например, расшифровка аромата, предложенного на выставке "Авангард на телеге" к представленной выше картине Ольги Розановой "Валет червей".

На первом плане в этом аромате – благоухающая красная роза. Классическая эмблема любви в мировой культуре, а также символ святости в разных религиях. Цветок намекает на страсть в картине Ольги Розановой. Считается, что в образе «Валета червей» изображен поэт Алексей Кручёных, с которым художницу связывали непростые романтические отношения. Отсюда и сложная композиция полотна с четкими, острыми и холодными линиями, будто разрезающими картину своей резкостью. Вслед за ними в аромате выделяются холодные ноты металла, кружащего голову коньяка и сладость пачули.

Ну, понятно, что запахи к авангардистским произведениям очень субъективны.

Далее будем говорить о вещах менее субъективных — о цветах и цветущих деревьях.

Испанский художник Эрменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa, 1871 — 1959 гг). Миндальные деревья в цвету
Испанский художник Эрменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa, 1871 — 1959 гг). Миндальные деревья в цвету
Казимир Малевич. Яблони в цвету. Около 1930 г.
Казимир Малевич. Яблони в цвету. Около 1930 г.

Казалось бы, запахи известных цветов всем хорошо знакомы. Например, каждый знает, как пахнет черёмуха. Но аромат черёмухи изменчив. Вот как писал об этом Михаил Пришвин:

"Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно: не с чем сравнить и не скажешь. В первый раз, когда весной я понюхаю, мне вспоминается детство, мои родные, и я думаю о них, что ведь и они тоже нюхали черемуху и не могли, как и я, сказать, чем она пахнет. И вот она отцветает. В последний раз я хочу поднести цветы к себе – в последней надежде понять наконец-то, чем все-таки пахнет черемуха. С удивлением чувствую, что цветы пахнут медом. Да, вот я вспомнил, перед самым концом своим цветы черемухи пахнут не собой, как мы привыкли, а медом, и это говорит мне, что недаром были цветы".
Василий Рождественский. Заросли черемухи. Алтай. 1936 г. Холст, масло. 63 х 83,5 см. Вологодская областная картинная галерея
Василий Рождественский. Заросли черемухи. Алтай. 1936 г. Холст, масло. 63 х 83,5 см. Вологодская областная картинная галерея

Также и запахи цветов изменчивы. Зависят и от их свежести, и от времени суток, и от места, где растут, или от того, где находится букет, если цветы срезаны.

Юрий Панцырев. Букет на фоне неба. 2007 г. Холст, акрил. 70 x 60 см
Юрий Панцырев. Букет на фоне неба. 2007 г. Холст, акрил. 70 x 60 см
Юрий Панцырев. Купавы. 1991 г. Холст, масло. 90 x 100 см
Юрий Панцырев. Купавы. 1991 г. Холст, масло. 90 x 100 см

Казалось бы, если запахи цветов столь изменчивы, то их и словами описать сложно, а передать визуально практически невозможно.
Да, если подходить к этому вопросу буквально, зрительно передать запах невозможно. Но живопись — не черчение и не сухая наука, она воздействует на чувства зрителя, вызывает у него эмоции, пробуждает воспоминания. В том числе, воспоминания о запахах и жизненных моментах, связанных с этими запахами.

Александр Зимин. Пионы и ваза с сахаром. Холст, масло. 90×70 см
Александр Зимин. Пионы и ваза с сахаром. Холст, масло. 90×70 см

Для восприятия запаха нужен тот, кто его воспринимает. Поэтому передать аромат цветов на картине можно, введя в картину человека. Так поступил Константин Коровин. Букет черёмухи у него на первом плане, занимает две трети картины и по размерам превосходит девушку, изображённую у окна. Мне кажется, что таким образом художник вызывает у зрителя чувство, что аромат черёмухи наполнил собой всё пространство помещения.

Константин Коровин. Черёмуха. 1912 г.
Константин Коровин. Черёмуха. 1912 г.

На картине венгерского импрессиониста Иштвана Чока (1865 — 1961 гг.) пара окружена цветущими деревьями, и их аромат словно плывёт, подхватывая героиню и кружа голову герою.

Иштван Чок. Пробуждение весны. 1890 г.
Иштван Чок. Пробуждение весны. 1890 г.

А можно поступить немного иначе. Отразить эмоции, которые испытывает человек, вдыхая аромат, когда нюхает цветы. И многие художники идут по этому пути. Как правило, героями их картин становятся женщины и дети. И эмоции персонажей обычно положительны. Подборку именно таких работ я покажу далее.

Джон Уильям Уотерхаус. Душа розы. 1908 г. Холст, масло. 88.3 x 59.1 см
Джон Уильям Уотерхаус. Душа розы. 1908 г. Холст, масло. 88.3 x 59.1 см
Джон Уильям Уотерхаус. The Shrine. 1895 г.
Джон Уильям Уотерхаус. The Shrine. 1895 г.
В.Н. Мешков. Девушка и сирень. 1912 г. Елецкий художественный музей
В.Н. Мешков. Девушка и сирень. 1912 г. Елецкий художественный музей
Художник Дональд Золан (Donald Zolan)
Художник Дональд Золан (Donald Zolan)
Виктор Габриэль Гилберт (Victor Gabriel Gilbert, 1847 - 1933 гг.) Молодая женщина в цветочном саду. Около 1885 г.
Виктор Габриэль Гилберт (Victor Gabriel Gilbert, 1847 - 1933 гг.) Молодая женщина в цветочном саду. Около 1885 г.
Художник Елена Сальникова
Художник Елена Сальникова
Елена Сальникова. Ромашки
Елена Сальникова. Ромашки
Константин Маковский.  Маленькая девочка,нюхает мальву и тысячелистник (Портрет дочери Ольги). Холст, масло.  61 x 38 см
Константин Маковский. Маленькая девочка,нюхает мальву и тысячелистник (Портрет дочери Ольги). Холст, масло. 61 x 38 см
Наталья Сюзева. Исчезающий вид
Наталья Сюзева. Исчезающий вид
Роберт Рейд (Robert Reid).  Летний день в саду
Роберт Рейд (Robert Reid). Летний день в саду
Джесси Уилкокс Смит (Jessie Willcox Smith, 1863 — 1935). Smelling. 1907 г.
Джесси Уилкокс Смит (Jessie Willcox Smith, 1863 — 1935). Smelling. 1907 г.
Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts, 1817 - 1904 гг.)
Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts, 1817 - 1904 гг.)

Как вы считаете, удалось художникам передать аромат цветов или нет?Высказывайтесь в комментариях, мне интересны ваши мнения.