В 3-е воскресенье Великого поста, а также в течение всей 4-й седмицы, в благоговейном климате поста, столь благотворном для души, Церковь выставляет для подкрепления верующих Драгоценный Крест Господень. Назначение почитания Креста в этот день - середину поста - было обусловлено и другой, практической причиной. Память обретения святой Еленой Животворящего Креста отмечается Православной Церковью 6 марта, что явствует из соответствующей даты в праздниках месяца.
Наше приложение:
Этот день, 6 марта, почти всегда приходится на Великий пост. Учитывая, что в эти дни царит траурная атмосфера, а также то, что в соответствии с канонами 49 и 51 Лаодикийского и 52 Квинисекстского Вселенского Синодов полная Божественная литургия в будние дни не совершается, праздник не может быть отмечен с должной пышностью. Отцы Студийского монастыря в Константинополе, реорганизовавшие в IX веке службы Триоди, перенесли праздник Креста на 3-е воскресенье Великого поста, середину поста, и установили практику вынесения его на середину храма для почитания верующими.
На основании всего этого Церковь возносит свое самое мощное оружие посреди Евхаристического Тела. Правила совершения обряда таковы: по окончании Доксологии, во время пения хором Трисвятого, священник выходит через северную дверь святилища, неся на голове Крест, на подносе, украшенном цветами, и с тремя зажженными свечами, символизирующими Троицу ипостасей Бога. Достигнув центра храма, он подходит к небольшому столику - четвероногому, согласно уставу, - и трижды обходит вокруг него. Затем встает к западу от него, лицом к востоку, и возглашает Премудрость, да приступим. Затем ставит Крест и поднос на стол. Трижды обходит вокруг Креста, кадит его и поет тропарь Господи, спаси люди Твоя и благослови наследие Твое, который повторяется хором. Затем он трижды освящает Крест и поет тропарь Кресту Твоему покланяемся, Господи, и святое Воскресение Твое славим, который также повторяется хором. Затем Крест целуют священник и миряне, а хор поет положенные песнопения, пока все не поклонятся Кресту, взяв в благословение несколько цветов. После этого следует отпуст - Спаси, Господи, люди Твоя, и начинается Божественная литургия.
Более современный обычай совершать поклонение Кресту в конце Литургии, после Да будет имя Господне благословенно, не встречается ни в одном из богослужебных чинопоследований. Она не имеет ритуального статуса, и от нее лучше отказаться, несмотря на то, что она полезна для опоздавших. Перенос церемонии в конец Божественной литургии изменяет как ее структуру, так и богатую символику.
Крест остается в центре храма для почитания до 9-го часа пятницы следующей 4-й недели Великого поста. По окончании 9-го часа священник, прочитав молитву Пресвятая Троица, сущая сила, выходит из алтаря, подходит к находящемуся в центре храма Животворящему Кресту и, поклонившись ему, вносит его обратно в алтарь, благословляя им верующих, а перед ним - прислужник со свечой и ладаном.
Содержание песнопений праздника проникнуто идеей Креста и Воскресения. Служба праздника Креста Господня, поскольку это праздник Господень, поется вместе со службой Воскресения Христова, с особыми антифонами и уникальным каноном, на Утрени, поскольку воскресный канон Воскресения Христова не поется. Песнопения этой недели принадлежат перу Феодора Студита, который был одним из тех, кто установил дату праздника почитания Животворящего Креста в это воскресенье и всю последующую неделю.
Светлое окно Воскресения, которое открывается благодаря возможности почитания Животворящего Креста, ярко выражено в песнопениях этого дня. Характерным примером является канон воскресной утрени. Помимо его содержания, связанного с Крестом и Воскресением и показывающего связь между Крестом и трехдневной победой Христа, даже внешняя морфология канона подготавливает нас к радостному событию Воскресения. Рассматриваемый канон написан по образцу канона Пасхальной утрени, то есть положен на музыку в тоне 1, на основе ирмоса первой оды День Воскресения. Весть о Воскресении Господнем проходит через весь канон, но всегда в связи с почитанием Животворящего Креста.