Какое событие сделало метро «цветным»? И почему смерть Сталина сделала город лучше? Какие подземные хоромы возвели под землей? 1950 годы – десятилетие строительства московских небоскребов, покажу как было на самом деле? Да и откуда пошли первые гопники?
1950 год: подземные хоромы
Начало 1950 года аккурат в первый день января наконец открыли участок от станции метро «Курская» до «Парка Культуры». Сами станции вызвали восторг и жители Москвы с восторгом встретили появление станций метро, да ещё и таких красивых и величественных. Хотя проектирование строительство этого куска кольцевой начали в далеком 1932 году, но так и оставили на этапе проекта, потом была война и было не до этого, а после вновь вернулись к этому участку. Главная идея строительства метро, как вы понимаете, была в том, чтобы выстроить станции метро по кругу (ну почти по кругу), то есть по Садовому кольцу. Затем появились планы про радиальные линии метро. Город-то рос и развивался и время потребовало свои решения.
1951 год: Горький пришёл на площадь Белорусского вокзала
В середине года наконец-так открыли памятник Максиму Горькому в центре площади Белорусского вокзала. 12 лет назад проект начали, но забросили, скорее всего из-за войны, да и сам скульптор Иван Шадр, к сожалению, умер в 1941 году. Дело скульптура пришлось подхватить группой других скульпторов «мухинцев» во главе с Верой Мухиной. Доделали и установили на площади вокзала. За сам памятник (проект) скульптуры получили Сталинскую премию.
1952 год: время высоток
Наступил 1952 год и в Москве появилась первая из семи высоток. Первая была построена на Котельнической набережной. Проект высотки плюс жилой дом, точнее его часть получился отличный — ведь высотку и недостроенный по прошлому проекту жилой дом (построили только одно крыло) объединили, точнее соединили в одно целое. Получилось очень гармонично.
Единственный минус — это стоимость. В доме на 700 (!) квартир стоимость квадратного метра была 5740 рублей. Огромные деньги по тем временам, но никого не посадили за растрату (что удивительно). Если бы можно было купить квартиры, то покупателей бы не было. Хотя, если бы квартиры можно было вообще покупать, то цены были бы другие, да и жизнь была другой.
1953 год: смерть Сталина
Ключевое событие года — смерть Сталина И.. Очередная страница истории закрыта. В Москве холодно.
1954 год: подземка закольцевалась
Весной 1954 года наконец-таки достроили кольцевую линию метро и теперь можно ездить по кругу вместо школы. Последними станциями стали «Киевская» и «Краснопресненская». Достроить станции и саму линию очень спешили: не жалели средств на мрамор. За всё время строительства потратили 50 тысяч квадратных метров мрамора из разных регионов, простите республик, из Узбекистана, Украины, Кавказа, Алтая, Урала. На многих станциях из-за спешки сделали всего по одному наземному вестибюлю. Но станции получились красивые и нарядные, хоть и спешили.
1955 год: пропуск в Кремль
Наконец-таки свершилось! В июле 1955 года москвичей и не только стали пускать на закрытую многие десятилетия назад на территорию Московского Кремля. Вход через Троицкую башню, а выход через Спасскую или Боровицкую, сия схема дожила до сегодняшних дней.
В 1929 году кремлевская комендатура решила обособить власть от народа и закрыла доступ (вход) на территорию Кремля. Войти, конечно, на территорию Кремля было возможно только по пропускам. Территория была закрытой и на ней жили партийные работники со своими семьями, но после открытия свободного прохода на территорию Кремля пришлось перебираться в другие районы Москвы. Может тогда у чиновников появились мысли о жизни на Рублевке?
1956 год: Спортивный рекорд в архитектуре
И снова лето, и вновь очередное открытие. На сей раз после скоростного проектирования и всего за 90 дней был готов проект, а затем построен и всего за два года Центральный стадион им В.И. Ленина, по-нашему просто Лужники или Лужа (но это из 90-х). На берегу Москва-реки появился огромный спортивный город. Две большие спортивные арены и множество спортивных площадок, да и ещё открытый бассейн с трибунами. Спасибо архитекторам: Хрякову А.Ф., Улласу Н.Н и Власову А.В. А от правительства им перепала Ленинская премия в 1959 году. Не зря парни работали и сделали всё на славу.
К тому же в августе 1956 года стадион в Лужниках прошёл «крещение» огромным мероприятием— здесь провели Спартакиаду народов СССР.
А далее стадион стал историей в Олимпийских играх 1980 года и прочих бесчисленных мероприятиях (как спортивных, так и музыкальных). «Старичка» дважды латали и последний раз перед чемпионатом мира по футболу 2018 года. Здесь был финал, и мы были так открыты миру. И счастливы.
1957 год: форточка открылась и хлынул свежий воздух: в Москву приехали студенты на Всемирный фестиваль молодежи и студентов
Впервые советский человек увидел иностранцев на улицах Москвы и такое количество! Посмотрите на фотографии тех лет, и вы поймете, что мы были счастливы в тот год. Прошла война, наступило мирное время и началась оттепель. Улыбки и радостные лица говорят сильнее чем буквы на бумаге. Две недели счастья.
Как обычно, когда в нашей стране появляются иностранцы все хотят им угодить: к примеру сделали цветную схему Московского метро. Вместо черно-белой мрачной схемы сделали красочную и понятную схему:
Помимо схемы метро переименовали одну из улиц в районе метро "Речной вокзал" на улицу Фестивальная. И переименовали 1-ую Мещанскую улицу в проспект Мира, что намного лучше звучит и даже через десятилетия.
1958 год: наконец-так построили
Достали с полки старый проект метрополитена, посмотрели на него и решили достроить. Достроить Арбатско-Филевскую ветку. История это старая. Кусок этой ветки (самое начало) от Александровского сада до Арбатской построили много лет назад и дальше не стали продолжать из-за многих причин и законсервировали его, превратив платформы в площадки для выставок и хранения тех. средств и прочего имущества метрополитена. Но через какое-то время к концу пятидесятых решили проект реанимировать и достроить ветку и продлить её дальше в Фили. И первом станцией на этом отрезке стала "Кутузовская"
1959 год: Ходить под землей безопасней
Осенью 1959 года в Москве построили и начали работать подземные переходы на пересечении улицы Горького (ныне Тверская) и Охотного ряда. Так же появились переходы под Октябрьской площадью (ныне Калужской).
Можно назвать и первым переходом проход под землей на станции Смоленская, что на Филёвской линии. Наземный вестибюль находился по центру Садового кольца, но после реконструкции Садового кольца в 1939 году его снесли, а переход стали использовать для других целей метрополитена.