В первое воскресенье Великого поста наша Святая Церковь празднует торжество Православия - правой веры, которая попрала все ереси и с тех пор утвердилась навеки. Поэтому это воскресенье называется воскресеньем Православия. Ереси появились с самого начала христианства. Сами апостолы Христовы предупреждали своих современников - и нас вместе с ними - об опасности, исходящей от лжеучителей.
Наше приложение:
Святой апостол Петр в своем 2-м Вселенском послании пишет следующее: Но были в народе и лжепророки, как и среди вас появятся лжеучители, которые тайно будут вводить пагубные ереси, даже отрекутся от купившего их Учителя, навлекая на себя скорую погибель. И многие пойдут по их пагубным путям, и через них путь истины будет поруган (2 Пет., 1-2).
Когда святой Павел возвращался из Греции в Палестину, он остановился в Ефесе. Там он сказал христианским жителям города: Знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из среды вас самих восстанут люди, говорящие превратно, чтобы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29-30).
В первые века христианства таких лжеучителей было немало. Некоторые ереси будоражили Церковь на протяжении нескольких веков, например, ереси Ария, Македония, Ефтихия (Евтихия), Диоскора, Нестория, а также иконоборчество. Эти ереси были причиной больших смут в Церкви и причиняли ей огромные страдания. Было много мучеников и исповедников, проливших свою кровь в защиту истинной веры в борьбе с лжеучителями и ересями.
Немало было и великих иерархов, которые также подвергались гонениям и часто оказывались в изгнании. Например, святитель Флавиан, Патриарх Константинопольский, на синоде под председательством Диоскороса (разбойничий синод) был так сильно избит, что через три дня скончался.
Последняя в ряду ересей - ересь иконоборцев - принесла Православной Церкви самые серьезные беды. Впервые эта ересь возникла в царствование Льва Исаврянина, который взошел на престол в 717 году. Он сделал это при содействии армии, в которой было много противников почитания святых образов (икон). Желая угодить армии, он начал жестокие гонения на сторонников икон. Эти гонения продолжались и при императоре Константине Копрониме, который вступил на престол после Льва. Его имя означает Изгоняющий, так как при крещении он испортил воду в купели. В течение многих лет эти два императора удерживали власть и принесли Церкви большие беды. После них пришли другие императоры-иконоборцы, которые продолжили дело своих предшественников и долгие годы терзали Церковь.
Невозможно описать те испытания, которые выпали на долю Церкви в период иконоборческого раскола, особенно монашествующих, которые находились на переднем крае борьбы в защиту святых образов. Императоры-иконоборцы закрыли многие монастыри и многие церкви, где находились иконы, и превратили их в склады. С монахами обращались очень жестоко: выкалывали им глаза, отрезали носы, разбивали иконы об их головы. Раскаленным железом они прижигали пальцы иконописцев.
Только с приходом на престол императрицы Ирины гонения прекратились, но не навсегда. В 787 году Ирина созвала VII Вселенский синод, на котором было сформулировано православное учение о благоговейном почитании святых икон. Но и после этого синода находились императоры-иконоборцы, например, Михаил и другие. Окончательно эта ересь была подавлена только в царствование богобоязненной императрицы Феодоры, когда в 842 году в Константинополе был созван поместный синод, утвердивший православное учение. Этот синод предал анафеме всех, кто осмеливался говорить, что почитание святых икон равносильно идолопоклонству и что православные христиане - язычники.