Поскольку Бог собирался создать из видимого и невидимого творения людей по образу и подобию Своему, чтобы они царствовали как монархи и правители над всей землей и всем, что на ней, Он сначала создал для них как бы царство, в котором они должны жить блаженной и счастливой жизнью. И это - божественный рай, насажденный в Эдеме собственными руками Бога, настоящая сокровищница всякой радости и веселья. Ведь слово Эдем означает наслаждение. Расположенный на востоке и выше всей земли, он имел умеренный климат, овеваемый чистейшим и нежнейшим ветром, с вечнозелеными растениями, благоухающими ароматом, залитыми светом, превосходящими все представления о временах года и красоте. Воистину божественное место и достойное жилище для тех, кто создан по образу и подобию Божию, в котором никогда не обитала ни одна неразумная тварь, а только люди, дело рук Самого Бога.
Наше приложение:
В середине Бог посадил дерево жизни и дерево познания. Древо познания предназначалось для испытания, проверки, упражнения человечества в послушании и непослушании. Поэтому оно и было названо деревом познания добра и зла. Или потому, что оно давало познание тем, кто ел от него, чтобы они познали свою природу, которая хороша для совершенных людей, но плоха для тех, кто еще не созрел и подвержен страстям, подобно тому как твердая пища не полезна для младенцев, которые еще питаются молоком. Бог, наш Творец, не хотел, чтобы мы были обременены заботами и тревогами о многом, чтобы мы думали и заботились о своей жизни.
Но именно здесь Адам ошибся. Вкусив, он понял, что наг, и сделал себе покрывало, опоясавшись листьями смоковницы. Перед тем как вкусить плод, Адам и Ева были наги и не стыдились. Бог имел в виду, что мы должны быть бесстрастными, потому что эта нагота была полностью лишена страсти. И вообще, Он хотел, чтобы мы были свободны от всех забот и имели только одну задачу: петь, как ангелы, без помех и препятствий, хвалу Творцу, наслаждаться созерцанием Его и отдать Ему все наши заботы. Именно об этом Он возвестил нам через пророка Давида, сказав: Возложи на Господа бремя твое, и Он поддержит тебя. И опять же в Евангелиях Он учил Своих учеников: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела вашего, во что одеться.
И еще: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. А Марфе Он сказал: Марфа, Марфа, ты о многом заботишься и о многом беспокоишься. Одно только нужно; и Мария избрала ту часть хорошую, которая не отнимется у нее, то есть, очевидно, сидела у Его ног и слушала Его слова.
Древо же жизни - это дерево, обладающее животворящей силой, или то, которое должны были есть только те, кто достоин жизни и не подвержен смерти. Некоторые люди представляют себе рай как нечто осязаемое и ощутимое, в то время как другие рассматривают его скорее как концепцию. Но мне кажется, что, как люди были созданы с чувствами и разумом, так и наш святейший храм сочетает в себе и чувства, и разум, и имеет этот двойной акцент: Ибо, как мы уже говорили, жизнь тела [Адама и Евы] проходила в самом божественном и изысканном краю, а жизнь души - в месте несравненно более высоком и еще более прекрасном, в царстве, где Бог - наш дом, и где они были окутаны Им, как славным одеянием, и облачены в Его благодать.
Их наслаждением было созерцать Его лицо, и их поддерживал этот необыкновенно сладкий плод, питавший их, словно ангелов. Вот почему его справедливо называли деревом жизни: ведь сладость общения с Богом передается тем, кто приобщается к жизни, не обрываемой смертью. Бог назвал это всякое дерево и сказал: От всякого дерева в раю ты можешь есть. Потому что Он Сам есть всякое, в Котором и через Которое все существует. Но древо познания добра и зла предназначалось для различения многих видов наблюдения. Это познание собственной природы, что, конечно, хорошо для тех, кто совершенен и проводит свои дни в божественном созерцании, которое само по себе является провозглашением величия Бога. Такие люди не боятся падений, поскольку со временем достигают определенной ступени в этом созерцании. Но это не подходит для молодых или для тех, кто легко поддается своим желаниям, потому что забота о своем теле отвлекает их внимание и отвлекает их, потому что они еще не укрепились в единственном и неповторимом благе и еще не имеют твердого представления о том, что является высшим.
Таким образом, я вижу, что божественный Рай двоится. И богоносные отцы донесли до нас истину, независимо от того, учили они одному значению или другому. Действительно, под всяким деревом можно понимать познание Божественной силы, исходящей от сотворенных вещей. По словам божественного апостола, ибо невидимые свойства Его, а именно вечная сила и Божественное естество, от создания мира ясно постигаются в сотворенных вещах. Но из всех этих понятий и наблюдений самым важным является то, которое относится непосредственно к нам, к тому, как мы созданы. Как говорит божественный Давид: Познание Тебя от меня - чудо, то есть [познание Бога] от того, как мы устроены. Такое познание, как мы уже говорили, было опасно для Адама, который был создан совсем недавно.
Или же мы должны понимать древо жизни в более глубоком понятии Бога, который берет начало во всем сотворенном и ведет нас к Творцу, Истоку и Причине всего сущего. Это то, что Он назвал всяким древом, имея в виду полноту и единство, которые даются нам через причастность к единому Богу. Древо познания добра и зла - это осязаемая и приятная пища, которая, хотя и кажется сладкой, на самом деле означает, что употребляющие ее приобщаются к злу. Ведь Бог говорит: От всякого дерева в раю ты можешь есть. Мне кажется, что таким образом Бог говорит: Через все творения Мои вознеситесь ко Мне, Творцу вашему, и из всех плодов сорвите один, который есть Я, Который есть истинная жизнь.
Пусть каждая вещь приносит тебе плод жизни, и пусть участие во Мне будет опорой твоего бытия. Ибо так вы будете бессмертны. А от дерева познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете. Ибо осязаемая пища по своей природе является восполнением того, что изгоняется, уходит в канализацию и теряется. И невозможно, чтобы те, кто потребляет материальную пищу, оставались нетленными. Древо жизни - это участие в Боге, которое питает ангелов и через которое мы должны были наслаждаться нетлением. Прежде всего мы должны безропотно подчиниться закону Божьему, чтобы достичь совершенства добродетели и тем самым получить от Бога дар различения добра и зла, которым является древо познания добра и зла.