15 Лучших оперных произведений всех времен

Фото: с сайта singersroom.com
Фото: с сайта singersroom.com

Опера давно прославилась как величественное искусство, соединяющее мощные вокалы с драматическим повествованием и изысканной музыкой. Её богатая история наполнена знаковыми представлениями и вечными композициями, которые очаровывают зрителей на протяжении веков. В этой статье мы рассмотрим 15 самых популярных и устойчивых оперных арий всех времён. От возвышенных арий Пуччини до величественных композиций Верди, эти произведения представляют собой вершину оперного мастерства. Каждая ария – это шедевр, демонстрирующий невероятный диапазон и эмоциональную глубину оперы как искусства. Независимо от того, являетесь ли вы опытным знатоком оперы или новичком, стремящимся открыть для себя красоту этого жанра, этот список непременно вдохновит и очарует вас. Присоединяйтесь к нам в путешествии по миру оперы, где мы будем праздновать музыку, выдержавшую испытание временем и продолжающую находить отклик у зрителей по всему миру.

Путеводитель по сегодняшней подборке:

1. “Nessun Dorma” from Turandot – Giacomo Puccini
2. “Der Hölle Rache” from Die Zauberflöte (The Magic Flute) – Wolfgang Amadeus Mozart
3. “La donna è mobile” from Rigoletto – Giuseppe Verdi
4. “Habanera” from Carmen – Georges Bizet
5. “O mio babbino caro” from Gianni Schicchi – Giacomo Puccini
6. “Largo al factotum” from Il barbiere di Siviglia (The Barber of Seville) – Gioachino Rossini
7. “Che gelida manina” from La bohème – Giacomo Puccini
8. “Vissi d’arte” from Tosca – Giacomo Puccini
9. “Vesti la giubba” from Pagliacci – Ruggero Leoncavallo
10. “Un bel dì vedremo” from Madama Butterfly – Giacomo Puccini
11. “O soave fanciulla” from La bohème – Giacomo Puccini
12. “Libiamo ne’ lieti calici” from La traviata – Giuseppe Verdi
13. “Mon cœur s’ouvre à ta voix” from Samson et Dalila – Camille Saint-Saëns
14. “Casta Diva” from Norma – Vincenzo Bellini
15. “Sempre libera” from La traviata – Giuseppe Verdi

1. “Nessun Dorma” from Turandot – Giacomo Puccini

«Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — это знаковая ария, которая вышла за пределы оперного мира, став глобальным гимном надежды и решимости. Эта ария, исполняемая персонажем Калафом, представляет собой мощное заявление о любви и смелости, когда он клянется завоевать сердце принцессы Турандот, несмотря на смертельные последствия. Самая знаменитая строка арии, «Vincerò! Vincerò!» («Я победю! Я победю!»), отражает сущность непоколебимой решимости Калафа.

Мастерская композиция Пуччини сочетает возвышенные мелодии с драматической оркестровкой, создавая музыкальное произведение, которое одновременно эмоционально волнующее и технически сложное. Кульминационная высокая нота арии, часто называемая нотой «Vittoria!», представляет собой момент чистого вокального триумфа, который неизменно захватывает аудиторию.

«Nessun Dorma» исполнялась бесчисленным количеством оперных певцов и стала неотъемлемой частью классического кроссоверного репертуара. Её вечная привлекательность заключается в способности вызывать широкий спектр эмоций — от восторга победы до мук безответной любви, делая её одной из самых любимых и долговечных оперных арий всех времен.

2. “Der Hölle Rache” from Die Zauberflöte (The Magic Flute) – Wolfgang Amadeus Mozart

«Der Hölle Rache», также известная как «Ария Царицы ночи», является ослепительным образцом вокальной виртуозности и драматической интенсивности из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Эту арию исполняет персонаж Царицы ночи, которая призывает свою дочь Памину совершить убийство ради мести.

Композиция Моцарта известна своими захватывающими колоратурными пассажами, требующими от сопрано точного и ловкого исполнения сложных и быстрых вокальных пробежек. Высокие ноты арии, особенно Фа6 (в некоторых версиях Соль6) над верхним До, являются одними из самых высоких в сопрановом репертуаре, что добавляет ей репутацию грозного вокального испытания.

«Der Hölle Rache» является не только технической демонстрацией, но и мастерским проявлением эмоциональной глубины и драматического повествования. Ярость и отчаяние Царицы ночи ощущаются в каждой ноте, делая эту арию захватывающим и незабываемым моментом в опере.

Эта ария стала одной из самых известных композиций Моцарта и является неотъемлемой частью репертуара колоратурного сопрано. Её сочетание вокальных фейерверков и драматического блеска обеспечило ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий всех времен.

3. “La donna è mobile” from Rigoletto – Giuseppe Verdi

«La donna è mobile» — одна из самых узнаваемых и долговечных арий из оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Исполняемая герцогом Мантуанским, ария представляет собой живой и игривый гимн изменчивой натуре женщин, выражающий циничное отношение герцога к любви и отношениям.

Композиция Верди характеризуется своей задорной мелодией и запоминающимся ритмом, что делает её мгновенно узнаваемой и приятной для прослушивания. Живой темп и оживленная оркестровка арии отражают беззаботный и флиртующий характер герцога, добавляя ей очарования и привлекательности.

Несмотря на кажущуюся легкомысленность, «La donna è mobile» несет в себе более глубокий тематический смысл в контексте оперы. Она предвещает трагические события, разворачивающиеся в дальнейшем, подчеркивая бесчувственное пренебрежение герцога к чувствам других и задавая тон драматической кульминации оперы.

«La donna è mobile» стала одной из самых известных и любимых арий в оперном репертуаре, ценимой за мелодическую красоту, лирическую остроту и драматическую иронию. Её неизменная популярность свидетельствует о мастерстве Верди как композитора и его способности создавать музыку, находящую отклик у зрителей разных поколений.

4. “Habanera” from Carmen – Georges Bizet

«Habanera» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» — это соблазнительная и знаковая ария, которая отражает суть пламенного и свободолюбивого характера главной героини. Исполняемая Кармен, прекрасной и загадочной цыганкой, ария является декларацией её убеждения в неукротимой природе любви.

Композиция Бизе пронизана ритмами и мелодиями хабанеры, кубинского танцевального стиля, придавая арии чувственный и экзотический оттенок. Вялый темп и гипнотическая мелодия арии создают ощущение притягательности и загадочности, погружая слушателей в мир страсти и опасности Кармен.

Текст «Habanera» не менее захватывающий: Кармен поет о любви как о дикой птице, которую невозможно поймать или приручить. Её вызывающий и независимый дух проявляется в каждом слове, ясно показывая, что она будет следовать своим желаниям, несмотря на последствия.

«Habanera» стала одной из самых известных и мгновенно узнаваемых арий в оперном репертуаре, ценимой за свою запоминающуюся мелодию, выразительный текст и захватывающий образ Кармен. Её неизменная популярность свидетельствует о мастерстве Бизе как композитора и непреходящей привлекательности этой классической оперы.

5. “O mio babbino caro” from Gianni Schicchi – Giacomo Puccini

«O mio babbino caro» — это проникновенная ария из оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки». Исполняемая героиней Лореттой, ария представляет собой нежную мольбу к её отцу, Скикки, с просьбой разрешить ей выйти замуж за любимого человека.

Композиция Пуччини известна своей трогательной мелодией и эмоциональной глубиной, идеально передающей отчаяние и искренность Лоретты. Простая, но красивая мелодия арии сделала её одной из самых любимых и широко исполняемых пьес в сопрановом репертуаре.

«O mio babbino caro» является демонстрацией лирических способностей сопрано, требуя как технического мастерства, так и эмоциональной чуткости для передачи тоски и преданности персонажа. Проникновенная мольба арии: «О мой дорогой папа, я люблю его, он красив, он прекрасен» находит отклик у аудитории благодаря своей универсальной теме любви и жертвенности.

Несмотря на свою краткость, «O mio babbino caro» оставляет неизгладимое впечатление своей красотой и эмоциональной силой. Ария была использована во множестве фильмов, телешоу и рекламных роликов, что еще больше закрепило её статус одной из лучших оперных композиций всех времен.

6. “Largo al factotum” from Il barbiere di Siviglia (The Barber of Seville) – Gioachino Rossini

«Largo al factotum» — это жизнерадостная и юмористическая ария из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Исполняемая персонажем Фигаро, ария представляет собой хвастливую декларацию его мастерства и популярности как цирюльника и фактотума города Севилья.

Композиция Россини отличается быстрым темпом, сложными вокальными пробежками и игривой оркестровкой, отражающими энергичный и харизматичный характер Фигаро. Запоминающаяся мелодия и остроумные тексты сделали её одной из самых известных и узнаваемых пьес в баритоновом репертуаре.

«Largo al factotum» — это испытание для баритона, требующее как вокальной ловкости, так и комедийного мастерства для передачи масштабной личности Фигаро. Юмористические тексты арии, подчеркивающие умения Фигаро во всем, от бритья бород до организации браков, добавляют ей очарования и привлекательности.

Несмотря на легкий тон, «Largo al factotum» также демонстрирует мастерство Россини в мелодии и оркестровке, что делает её любимой среди зрителей и исполнителей. Её неизменная популярность и статус одной из лучших оперных арий всех времен свидетельствуют о вечной привлекательности и гениальности Россини как композитора.

7. “Che gelida manina” from La bohème – Giacomo Puccini

«Che gelida manina» — проникновенная и романтическая ария из оперы Джакомо Пуччини «Богема». Исполняемая персонажем Рудольфом, молодым поэтом, ария представляет собой искреннюю декларацию любви к Мими, швее, с которой он только что познакомился.

Композиция Пуччини характеризуется лирической мелодией и эмоциональной глубиной, идеально передающими страсть и уязвимость Рудольфа. Название арии, что переводится как «Какая холодная ручка», относится к жесту Рудольфа, который согревает холодную руку Мими, что приводит к их первому интимному моменту.

«Che gelida manina» является демонстрацией вокального мастерства тенора, требуя как силы, так и нежности для передачи всего спектра эмоций в арии. Возвышенная мелодия и выразительная фразировка делают её одной из самых любимых и часто исполняемых арий в теноровом репертуаре.

Несмотря на романтический характер, «Che gelida manina» также предвещает трагедию, разворачивающуюся позже в опере, добавляя дополнительный слой трогательности к истории любви Рудольфа и Мими. Её вечная красота и универсальные темы любви и тоски обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий всех времен.

8. “Vissi d’arte” from Tosca – Giacomo Puccini

«Vissi d’arte» — это проникновенная ария из оперы Джакомо Пуччини «Тоска». Исполняемая героиней Тоской, знаменитой оперной певицей, ария представляет собой искреннее размышление о несправедливостях и трудностях, которые она пережила в своей жизни.

Композиция Пуччини отличается лирической красотой и эмоциональной глубиной, идеально передающими отчаяние и страдание Тоски. Название арии, что переводится как «Я жила искусством», отсылает к многолетнему посвящению Тоски своему ремеслу и её вере в способность искусства преодолевать страдания.

«Vissi d’arte» является демонстрацией вокального и эмоционального диапазона сопрано, требуя как силы, так и уязвимости для передачи глубины эмоций Тоски. Возвышенная мелодия и выразительные тексты делают её одной из самых трогательных и запоминающихся пьес в сопрановом репертуаре.

Несмотря на свою красоту, «Vissi d’arte» также является моментом глубокой трагедии в опере, когда Тоска размышляет о жестокости судьбы и хрупкости жизни. Её завораживающая мелодия и универсальные темы жертвы и искупления обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий всех времен.

9. “Vesti la giubba” from Pagliacci – Ruggero Leoncavallo

«Vesti la giubba» — это мощная ария из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Исполняемая персонажем Канио, клоуном в путешествующей труппе коммедии дель арте, ария является сердечным моментом саморефлексии, когда он готовится выйти на сцену, несмотря на свою скорбь.

Композиция Леонкавалло характеризуется драматической интенсивностью и эмоциональной глубиной, идеально передающей мучения и страдания Канио. Название арии, что переводится как «Наденьте костюм», относится к необходимости Канио маскировать свою личную боль клоунским костюмом и гримом.

«Vesti la giubba» — это демонстрация вокальных и драматических способностей тенора, требующая как силы, так и уязвимости для передачи глубины чувств Канио. Возвышенная мелодия и пронзительные тексты делают её одной из самых знаменитых и эмоционально насыщенных пьес в теноровом репертуаре.

Несмотря на трагический контекст, «Vesti la giubba» стала одной из самых иконичных и часто исполняемых арий в опере, ценящейся за свою истинную эмоциональность и вечную красоту. Её универсальные темы любви, предательства и масок, которые мы носим в обществе, обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий всех времен.

10. “Un bel dì vedremo” from Madama Butterfly – Giacomo Puccini

«Un bel dì vedremo» — это проникновенная ария из оперы Джакомо Пуччини «Madama Butterfly». Исполняемая главной героиней, Чио-Чио Сан (Баттерфляй), ария — это надеждливое и томное выражение её веры в то, что однажды её возлюбленный Пинкертон вернётся к ней.

Композиция Пуччини характеризуется лирической красотой и эмоциональной глубиной, идеально передающими несгибаемую веру Баттерфляй и жажду встречи. Название арии, что переводится как «Однажды прекрасным днём мы увидим», отражает мечту Баттерфляй о будущем счастье с Пинкертоном.

«Un bel dì vedremo» — это демонстрация вокального и эмоционального диапазона сопрано, требующая как силы, так и уязвимости для передачи глубины чувств Баттерфляй. Возвышенная мелодия и выразительная фразировка делают её одной из самых трогательных и запоминающихся пьес в сопрановом репертуаре.

Несмотря на свою красоту, «Un bel dì vedremo» также является моментом глубокой печали в опере, поскольку надежды Баттерфляй в конечном итоге разбиваются предательством Пинкертона. Её завораживающая мелодия и универсальные темы любви, потери и тоски обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий всех времен.

11. “O soave fanciulla” from La bohème – Giacomo Puccini

«O soave fanciulla» — это прекрасный дуэт из оперы Джакомо Пуччини «La bohème». Исполняемая персонажами Родольфо и Мими, ария — это нежное выражение их вновь обретённой любви и радости, которую они находят в обществе друг друга.

Композиция Пуччини характеризуется романтичной мелодией и изысканными гармониями, идеально передающими невинность и сладость молодой любви. Название арии, что переводится как «О, милая девушка», отражает восхищение Родольфо красотой и чистотой Мими.

«O soave fanciulla» — это демонстрация вокальных способностей тенора и сопрано, требующая как чувствительности, так и страсти для передачи глубины их эмоций. Взаимопроникновение мелодий и гармоний дуэта создаёт ощущение близости и связи между двумя персонажами, делая его одним из самых завораживающих и запоминающихся моментов в опере.

Несмотря на начальное счастье, «O soave fanciulla» предвосхищает трагедию, которая, в конечном счёте, постигнет отношения Родольфо и Мими. Её горько-сладкая красота и трогательные тексты обеспечили ей неизменную популярность и статус одного из лучших оперных дуэтов всех времён.

12. “Libiamo ne’ lieti calici” from La traviata – Giuseppe Verdi

«Libiamo ne’ lieti calici» — это живая песня о питье из оперы Джузеппе Верди «La traviata». Исполняемая персонажами Альфредо и Виолетты в первом акте, ария — это торжественный тост за любовь и удовольствие.

Композиция Верди характеризуется своей энергичной мелодией и заразительным ритмом, отражая праздничную атмосферу вечеринки, где исполняется ария. Название арии, что переводится как «Давайте пить из радостных бокалов», задаёт настроение для беззаботного и изысканного настроения сцены.

«Libiamo ne’ lieti calici» — это демонстрация вокальной гибкости и химии между тенором и сопрано, требующая как вокальной мастерства, так и театрального мастерства для передачи восторга персонажей. Своеобразный темп и живая оркестровка арии делают её одной из самых известных и любимых пьес в оперном репертуаре.

Несмотря на начальное веселье, «Libiamo ne’ lieti calici» также предвосхищает драму и трагедию, которая развернётся позже в опере. Её заразительная мелодия и праздничные тексты обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных песен для празднований и вечеринок.

13. “Mon cœur s’ouvre à ta voix” from Samson et Dalila – Camille Saint-Saëns

«Mon cœur s’ouvre à ta voix» - это соблазнительная ария из оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила». Исполняемая персонажем Далилой, ария является страстным признанием в любви и желании, когда она пытается соблазнить могучего Самсона.

Композиция Сен-Санса характеризуется своей чувственной мелодией и роскошной оркестровкой, идеально передающей магнетизм и обаяние персонажа Далилы. Название арии, что переводится как «Моё сердце открывается под твой голос», отражает эмоциональную уязвимость Далилы и её стремление к более глубокой связи с Самсоном.

«Mon cœur s’ouvre à ta voix» — это демонстрация вокальных и драматических способностей меццо-сопрано, требующая как силы, так и тонкости для передачи сложности эмоций Далилы. Широкие мелодии и драматическое фразирование арии делают её одним из самых завораживающих и запоминающихся моментов в оперном репертуаре.

Несмотря на её красоту, «Mon cœur s’ouvre à ta voix» также раскрывает более тёмные стороны характера Далилы, поскольку она использует своё обаяние и красоту, чтобы манипулировать Самсоном в своих целях. Её захватывающая мелодия и образные тексты обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий для меццо-сопрано.

14. “Casta Diva” from Norma – Vincenzo Bellini

«Casta Diva» - это захватывающая ария из оперы Винченцо Беллини «Норма». Исполняемая персонажем с названием, высокопоставленным жрецом Нормой, ария является молитвой богине луны о мире и защите.

Композиция Беллини характеризуется возвышенной мелодией и этеричным качеством, идеально передающим духовную и сверхъестественную сущность характера Нормы. Название арии, что переводится как «Чистая богиня», отражает роль Нормы как почитаемой жрецессы и её глубокую связь с божественным.

«Casta Diva» — это демонстрация вокального и эмоционального диапазона сопрано, требующая как силы, так и тонкости, чтобы передать глубину преданности и тоски Нормы. Возвышенные мелодии и изысканное фразирование арии делают её одной из самых красивых и значимых частей в оперном репертуаре.

Несмотря на её красоту, «Casta Diva» также раскрывает внутренние муки характера Нормы, поскольку она борется со своими чувствами к римскому проконсулу Поллиону. Её завораживающая мелодия и трогательные тексты обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий для сопрано.

15. “Sempre libera” from La traviata – Giuseppe Verdi

"Sempre libera" - это ослепительная ария из оперы Джузеппе Верди "Травиата". Исполняемая персонажем Виолеттой Валери, гламурной и свободолюбивой куртизанкой, ария - живое заявление о ее любви к беззаботному и неограниченному образу жизни.

Композиция Верди характеризуется виртуозными вокальными линиями и живым темпом, отражающим бодрый и живой характер Виолетты. Название арии, которое переводится как "Всегда свободна", отражает желание Виолетты жить по своим правилам, не обремененная общественными ожиданиями.

"Sempre libera" - это демонстрация вокальной гибкости и диапазона сопрано, требующая как технического мастерства, так и эмоциональной глубины, чтобы передать сложность характера Виолетты. Бурная мелодия арии и живая оркестровка делают ее одной из самых захватывающих и запоминающихся частей в оперном репертуаре.

Несмотря на начальный подъем, "Sempre libera" также предвосхищает трагедию, которая в конечном итоге постигнет Виолетту, поскольку она борется со своими чувствами к молодому дворянину Альфредо. Ее заразительная мелодия и драматический стиль обеспечили ей неизменную популярность и статус одной из лучших оперных арий для сопрано.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась эта подборка, не забудьте поставить лайк, подписаться на канал и написать в комментариях свои любимые произведения Сергея Рахманинова. До новых встреч, друзья! С вами был Дзен канал «Мир классических гармоний».

Если Вы пропустили наши другие подборки:

10 лучших произведений Сергея Рахманинова
Кто такой Людовико Эйнауди
Лучшие работы Воана Уильямса