Мы открыли с предыдущей публикации тему духовных единоборств и сегодня я хотел бы привести яркий былинный пример Богатыря - то есть Воина Света, Божия воина. Возьму самый известный на Руси образ богатыря - Илью Муромца. Мы увидим в нем яркий былинный прообраз Белого царя, а также Илья Муромец поделится с нами своими приемами ведения боя.
Тема пророчеств о Белом царе в западно-европейской и славянской истории неизбежно выливалась из книжных пророчеств, из монастырских библиотек - на народные просторы, где облекалась в формы стихов, песен и сказаний. Примером тому в западноевропейской литературе может быть Пиноккио (Буратину) с его золотым ключиком - образ, целиком заимствованный из пророческого Сборника Льва Мудрого и из еще более ранних пророчеств - пророчеств 2-4 веков н.э. На Руси, однако, пророческий Сборник Льва Великого в деталях известен не был, и образ Белого царя - Предтечи - облекался в иные формы. Если на Западе образ Белого царя проходит в образе безродной деревянной куклы, которой дает Жизни Папа Карло (Карло - Король), то в русском эпосе это парализованный от рождения (неподвижный как дерево) крестьянин (христианин), которому дают силы пришедшие к нему калики (ангелы). Посмотрим на этот интересный русский прообраз Белого царя - на Илью Муромца.
Имя
В первую очередь взглянем на имя - Илья. Илья - это и есть Предтеча. Илья приходил приготовить мир к Первому пришествию Иисуса Христа - приходил под именем Иоанна Крестителя. И он приходит снова чтобы приготовить мир ко Второму пришествию. Поэтому имя самого знаменитого русского богатыря выбрано, конечно, не случайно. Википедия обобщает:
Илья́ Му́ромец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса. Богатырь, крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси, приехавший на службу в Киев к князю Владимиру. Он возглавил оборону Древней Руси и одержал много побед.
Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.
Эпоха
С Илией Печерским Чеботком одни натяжки. Потому что образ Ильи Муромца был создан для будущего и обращен в будущее - в наши дни. Кстати, во дни Ильи Муромца, во дни его явления, княжил великий князь Владимир, Креститель земель русских, памятник которому недавно был возведен в Москве, в правление опять-таки (вот какое совпадение) "князя Владимира". Интересно, не правда ли? Хотя, как следует из Сказаний, отношения между Ильей Муромцем и князем Владимиром оставляли, как говорится, желать много лучшего. Причина этого временного конфликта кроется, очевидно, в различных христианских традициях.
Христианство
Хотя князя Владимира и связывают традиционно с приходим на Русь христианства, на самом деле христианство существовало на Руси к тому времени много столетий. Тот же Илья Муромец, выросший далеко от столицы, всегда был христианином. Он говорит, отправляясь на войну: «Я иду служить за веру христианскую, И за землю русскую».
Дело в том, что князь Владимир утверждал на Руси не просто христианство (которое и так уже давно утверждено было), а определенную христианскую традицию, в которой основное место было отделено профессиональным священникам - новому на Руси профессиональному союзу. До этого времени, однако, христианство было всеобщим, княжеским, харизматичным. Его исповедовала княжеская дружина и хрестьяне, и защитником, представителем и носителем его были богатыри - воины Бога.
Размолвка с князем Владимиром
Ясно, что между богатырями, этими помазанниками Божиими, стяжавшими Божию силу, и зарождающимся классом кастового духовенства и князем Владимиром, который этой новой касте покровительствовал, возник конфликт. Богатыри считали себя духовной кастой, духовными воинами. Но Владимир хотел, чтобы было "как у других народов" - пышные ритуальные обряды, совершаемые специально обученными клерикалами. Это претило свободолюбивому духу русского народа и богатырей, вызывало их ревность и опасения, что новые традиции с иностранными священниками будут вредны для Святой Руси. Богатыри оказались правы.
Илья Муромец чувствует обиду и решает отправиться в дальние страны, где испытывает множество приключений и сражается с многочисленными врагами. Там он крепнет - для того, чтобы потом лучше служить Святой Руси. В конце концов, Илья Муромец возвращается в родные места и вновь встречается с князем Владимиром. Они оба осознают свои ошибки и понимают, что без друг друга они никто. Илья просит прощения у князя и обещает быть ему верным и преданным слугой
Место
То, что Илья из Мурома не ограничивает географию появления БЦ. Он из Руси. Только калики перехожие знают это место, только они могли указать на русского богатыря. Они могли опознать его в ничего не значащем, парализованном крестьянском сыне. Они не искали его в боярских палатах.
Возраст
33 года - это возраст Иисуса Христа. Апостол Павел пишет о возможности для верующих достигать полноты возраста Христова - то есть Ума Христова, крещения Святым Духом. Число «33» стало символическим, его называют «возрастом Христа». Не совсем понятно из преданий - было ли Илье 33 года от рождения, когда он начал свое прообразное служение, либо 33 года перед этим он был парализован - духовно и физически. Больше похоже на последнее, как явствует из слов Ильи, которыми от отвечает своим гостям: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище».
Сила
Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Они повторно просят Илью встать и принести им воды. Так Иисус когда-то просил самаритянку дать Ему воды. А Сам дал ей воды живой - Духа Святого. После этого Илья встаёт - то есть поступает по вере - и идёт к водоносу, приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. Это - Святой Дух. Это крещение Святым Духом и помазание Святого Духа. Сила Святого Духа. Он - помазанник.
Камень
После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сначала «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи.
Мы на ОС много говорили про этот "краеугольный камень", который присутствует так или иначе почти во всех библейских пророчествах о предтече. Из этого камня король Артур извлекает свой меч - и Илье Муромцу тоже велено это сделать. Этот Камень - Великая подводная Стена, которую предтеча поставит на полную службу Руси. Там и меч наш, и конь наш там.
Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у великана Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Так некогда царь Давид взял меч великана Голиафа - взял его из Святого Святых, в котором он хранился. Также и в британском эпосе о Белом царе (как короле Артуре) присутствует меч в камне, а в эпосе Толкиена - это сломанный и восстановленный меч Арагорна.
Семнадцать мгновений весны
Эпизоды из жизни Ильи Муромца отчасти связаны с ветхозаветними пророчествами о Предтече, отчасти (притчево) указывают на пророчески значимые события из служения Предтечи, и отчасти, конечно, сказочны и своевременны, то есть соотносятся со временем правления тогдашнего князя Владимира.
Есть 17 основных сюжетов, связанных с деятельностью Ильи Муромца. Я ни в коем случае не утверждаю их пророческую значимость, но во многом они действительно перекликаются с имеющимися у нас пророчествами о жизни и деятельности грядущего Белого царя. Вот эти сюжеты:
1. Илья Муромец и Святогор - приемственность богатырской власти
2. Илья Муромец и Соловей-разбойник - расправа с обманщиками народа
3. Илья Муромец и Идолище - религиозная реформа
4. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром - выстраивание отношений
5. Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром) - социальные реформы
6. Илья Муромец на Соколе-корабле - технический прогресс, технологии
7. Илья Муромец и разбойники - наведение порядка
8. Три поездки Ильи Муромца - международные отношения
9. Илья Муромец и Батый-царь - международные конфликты
10. Илья Муромец и Жидовин - не нуждается в комментарии
11. Илья Муромец и Тугарин - о жене Ильи Муромца
12. Илья Муромец и Сокольник - и далее - "сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок"
13. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
14. Камское побоище
15. Илья Муромец и Калин-царь
16. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
17. Илья Муромец и Алёша Попович
По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню. Поэтому не стоит придавать слишком большого значения деталям. Но в общих чертах похождения Ильи Муромца в такой же степени, как и приключения европейского Буратино отражают одно и то же пророчество о Белом царе. С той лишь разницей, что приключения Пиноккио имеют дело с жизнью помазанника до явления как государя, а приключения Ильи Муромца в целом отражают последующие события.
Уроки Силы
Первый Урок силы, который мы извлекаем из этой истории, это то, что Бог может взять любого человека, любого возраста, даже парализованного - и сделать Своим воином света! Значение имеет не сила человека (у Ильи ее вообще не было - пальцем не мог пошевелить), но Сила Божия. И тот, кто хочет быть Русским богатырем - он (или она) эту силу Святого Духа непременно получит.
Второй Урок Силы - это действие по вере. Сила Божия активируется в человеке только тогда, когда человек, не зная еще этой силы, не чувствуя, "не имея" ее - делает первые шаги верою - так, как если бы он (она) обладал этой силой. И сила становится богатырской и постоянно растет.
Третий Урок Силы - это не поддаваться религиозникам, которые эту силу отрицают и вместо нее предлагают свои догмы и ритуалы. Про таких служителей культа апостол Павел писал, что они "наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся. Таковых удаляйся" 2-е послание Тимофею 3:4-5. Илья Муромец так и сделал.
Наконец, четвертый Урок Силы от Ильи Муромца - это служить Святой Руси. Несмотря ни на что! Надеюсь, что-то интересное и новое, и даже захватывающее и возвышающее душу вы сегодня прочитали и узнали.