Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

Невозможно не думать о Древнем Риме – ни советской авангардистке, ни французскому художнику

Как вы уже поняли, автор бложика увлеклась советским авангардом. Вот, сходила на лекцию об одежде эпохи, Варвара Степанова, Ламанова и Мухина, прозодежда, красные косынки, все такое.

Помимо сравнивания древнеримской архитектуры и архитектуры конструктивизма (например, как тут или тут), Древний Рим нашелся и в конструировании одежды.

Эскизы костюмов 1922 года художницы Любови Поповой к спектаклю "Жрец Тарквиний"
Эскизы костюмов 1922 года художницы Любови Поповой к спектаклю "Жрец Тарквиний"

Художница Любовь Попова работала в Театре Мейерхольда с известным режиссером – оформляла спектакли от декораций до костюмов.

Эскизы костюмов 1922 года художницы Любови Поповой к спектаклю "Жрец Тарквиний"
Эскизы костюмов 1922 года художницы Любови Поповой к спектаклю "Жрец Тарквиний"

Как вам конструктивистские римляне?

Эскизы костюмов 1922 года художницы Любови Поповой к спектаклю "Жрец Тарквиний"
Эскизы костюмов 1922 года художницы Любови Поповой к спектаклю "Жрец Тарквиний"

В 1922 году в ИНХУКе прошел "Суд над Поповой". Ее обвиняли в "преждевременном" обращении к театру ввиду того, что конструктивизм ещё не созрел для выхода из экспериментально-лабораторного состояния на широкое поле реализации в разных областях деятельности.

В ответ Попова выступила с докладом, где рассказала о принципах и методах работы над спектаклями.

Формально ее признали "виновной", но пример оказался заразительным, и к оформлению спектаклей практически сразу после "суда" приступили и другие конструктивисты-производственники (Степанова, Родченко и другие).

Жак Луи Давид. Автопортрет (1794. Лувр, Париж)
Жак Луи Давид. Автопортрет (1794. Лувр, Париж)

Эпохой ранее жил ещё один человек, который не переставая думал о Древнем Риме. Это французский живописец (и много кто ещё)-неоклассицист Жак Луи Давид. Широким массам известен как автор картины "Смерть Марата".

Жак Луи Давид. "Смерть Марата" (1793. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)
Жак Луи Давид. "Смерть Марата" (1793. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)

Давид ездил в Помпеи, был восхищен и проникся, домой во Францию привез 12 альбомов рисунков. Эти альбомы не остались лишь памятью о поездке - в дальнейшем и сам Давид, и работники его мастерской часто обращались к рисункам из Помпей для работы над полотнами как на темы античности, так и для стилизации той самой мебели (и одежды, кстати, тоже - обратите внимание на одеяние мадам Рекамье) для портретов современников.

Картина Давида "Портрет мадам Рекамье", на которой мы видим "античную" кушеточку и "античный" же светильник - из тех, что изображались на стенах Помпей, а также найдены при раскопках
Картина Давида "Портрет мадам Рекамье", на которой мы видим "античную" кушеточку и "античный" же светильник - из тех, что изображались на стенах Помпей, а также найдены при раскопках

По эскизам Давида известный мастер-мебельщик того времени Жан Жакоб изготавливал мебель не только для работы художника, но и на продажу. Так родился стиль рекамье.

Однако же многия знания - многия печали. Как-то Давид получил заказ на разработку одежды для членов конвента - высшего законодательного органа Первой Французской республики (в котором даже недельку побыл председателем).

И он нарисовал этот наряд (предтечу авангардной прозодежды - служебных костюмов), перемешав в ее проекте элементы нарядов разных эпох и народов. Древний Рим в этой каше звучит особенно ясно.

-7

В связи с неактуальностью запроса - конвент существовал всего три года - да и фантастичностью наряда в целом, проект так и не был воплощён в жизнь.

Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!