Найти в Дзене
Павел Машкин

Самый жалкий водопад Фиджи

Каждая деревня на Фиджи имеет свой водопад, на Вити-Леву, главном острове страны, так уж точно. Можно заехать в любую деревню и спросить: «Где у вас тут водопад?» Скорее всего вам махнут рукой куда-то в горы, и скажут, что недалеко, и дорога туда простая. Хороший водопад? Ну конечно, хороший. Лучший! Красивый, купаться можно, вода свежая, не то что в океане. Можно ли пройти к водопаду? Отчего же нельзя? Это свободная страна, каждый может ходить, где хочет. Дорога простая, но отправится искать ее без проводника будет полной глупостью. Про это не скажут, но такие вещи быстро постигаются на опыте.

В мае 2020 года ситуация с эпидемиeй на Фиджи была, наверное, одной из лучших в мире. На конец мая официально числилось 18 заболевших, 15 исцелившихся, трое находились на пути к исцелению, но они были крепко изолированы в надежном месте. Всеобщий карантин, введенный было в столице и на главном острове, спустя три недели правительство отменило.

Так что всё было хорошо, за исключением нюансов. Несколько важнейших секторов экономики перестали функционировать, многие работники остались без денег, криминальная ситуация в городах резко ухудшилась и продолжал действовать ежедневный комендантский час, начиная шести вечера. Курорты почти поголовно закрылись. Страна оказалась в полной изоляции, ни самолёты, ни корабли не приходили и не уходили. Иностранные туристы исчезли, за исключением тех, что застряли на пересадках при объявлении карантина, но у этих бедолаг не было никаких шансов покинуть страну, и поэтому их можно было причислить к местным.

Зато редкие отели, решившие продолжать деятельность, переключились на внутренний рынок. Они стали заманивать клиентов сумасшедшими скидками, обвалив обычные цены от трех до пяти раз, и при этом они оживали только на выходные. И для тех, у кого сохранился заработок, открылась возможность выезжать на отдых хоть каждую неделю, всякий раз проводить уикенд в новом, еще не опробованном месте, и выбирать практически любой курорт…точнее не совсем любой, а один из работающих, а они то закрывались, то открывались, то есть каждый раз примерно из трех доступных вариантов. Правительство ненавязчиво подогревало внутренний туризм, время от времени вводя комендантский час в городах на все выходные, а на курортах ограничения не действовали, и там можно было зажигать хоть днем, хоть всю ночь напролет, до самого рассвета. Грех было не пользоваться свободой.

Как раз в конце мая, в один из выходных, приехав семьей на ранее незнакомый курорт, в списке предлагаемых гостям активностей мы увидели строку про экскурсию на водопад. Предложение вызвало в нашей команде споры. За полтора года жизни на Фиджи мы осмотрели примерно четыре местных водопада из полутора сотен, а тут такая интересная возможность посетить примерно пятый. У части команды из обуви наличествовали только шлепающие «вьетнамки», поэтому возникли сомнения в доступности удовольствия. На всякий случай спросили у девушки Рози на ресепшене, можно ли идти к водопаду во «вьетнамках»?

«Йооооо!» – ответила Рози. «Йооооо!» это многозначное фиджийское слово, которое в зависимости от контекста и ситуации может означать многое. В данном случае Рози пояснила, что, конечно, вне всякого сомнения, идти «во вьетнамках» на экскурсию можно и нужно. Тропа сухая, легкая, и прогулка займет не больше часа. Рози развеяла наши сомнения, мы решились и записались.

В назначенное время из деревни пришел проводник Серу – огромный парень с мачете в руках. Он был, разумеется, босиком, потому что фиджийцы даже в столице в большинстве случаев предпочитают ходить без обуви, а уж в деревне… даже трудно представить, чтобы сельскому жителю взбрело в голову обуваться, а уж тем более для прогулки в лес. Кроме нашей семьи других желающих осматривать водопад не нашлось, поэтому Серу выступил в роли персонального гида.

Тропа, по которой он повел, оказалась не совсем сухой. Временами она превращалась в колею с вязкой грязью, куда нога проваливалась до середины голени. Иногда грязь была смешана с корнями и ветками. Вроде бы дорога должна была идти вдоль прохладной реки. На самом деле поток пришлось пересекать вброд раз шесть, и реально вышло, что идти босиком - это самый надежный способ не сломать себе ногу ни в грязи ни на камнях.

Сквозь заросли бамбука
Сквозь заросли бамбука

Поход занял почти пять часов, и тропа, думаю, способна ввергнуть в бездну отчаяния среднего неподготовленного туриста. Вдобавок водопад оказался не совсем водопадом, он, пожалуй, самый жалкий из всех виденных мой на Фиджи.

Назвать такое водопадом? Пожалуй, это преувеличение
Назвать такое водопадом? Пожалуй, это преувеличение

Тем не менее, поход оказался интересен. Гид Серу – настоящий энтузиаст-ботаник и источник сведений по этнографии.

Первым делом мы поднялись на холм. Открылся вид на океанские просторы. На отливной отмели, метрах в трехстах от берега, бродили люди. Много людей. Серу пояснил: «Ловят рыбу и собирают ракушки. Из за карантинов народ лишился заработков, поэтому вынуждены чаще рыбачить».

Вид с холма на лагуну. Белая линия - это риф, до которого может уходить отлив. Почти вся площадь до него значительную часть суток имеет глубину меньше метра, можно и рубу гарпунить и ракушки собирать.
Вид с холма на лагуну. Белая линия - это риф, до которого может уходить отлив. Почти вся площадь до него значительную часть суток имеет глубину меньше метра, можно и рубу гарпунить и ракушки собирать.

С холма спустились в деревню, углубились в лес. Время от времени Серу срубал своим мачете какое-нибудь растение, и рассказывал, как его можно использовать. Названия я, конечно же, не запомнил, но… Корни какого-то кустарника, оказывается, можно истолочь, высыпать в море, и вся рыба в радиусе нескольких метров сдохнет и всплывет. А для человека это не опасно, рыбу можно есть. Так фиджийцы рыбачили раньше, до появления сетей.

именно это растение можно использовать для ловли рыбы
именно это растение можно использовать для ловли рыбы

А какой-то тростник можно срубить и съесть сердцевину.

А если расколоть проросший кокосовый орех, то внутри будет не мякоть и не твердая капра, а нечто, по вкусу и консистенции напоминающее пастилу. А еще какой-то кустарник можно несколькими движениями превратить в прочные веревки, которыми фиджийцы пользовались до появления европейцев. При случае и сейчас применяют, если надо что-то в лесу срочно связать, а под рукой ничего нет. Показал гид плантации кавы, далы, касавы - все это растет на полянках среди леса.

-5

Кстати, не все члены общины живут в деревне, кто-то ставит домики на отшибе, в джунглях. На обратном пути Серу вдруг начал перекрикиваться с кем-то в чаще. Потом пояснил, что там в кустах его брат поймал и убил копьем дикую свинью, Серу поздравлял его с такой удачей.

Раз уж речь зашла о ботанике, то слева на переднем плане растение банан, а прямо по курсу папайя. И то и другое растет и плодоносит круглодично. Единственная проблема с урожаем - чтобы его летучие лисы раньше времени не сожрали.
Раз уж речь зашла о ботанике, то слева на переднем плане растение банан, а прямо по курсу папайя. И то и другое растет и плодоносит круглодично. Единственная проблема с урожаем - чтобы его летучие лисы раньше времени не сожрали.

Вообще, проводник оказался непростым парнем, когда-то он работал в столице в некоммерческой организации. После нашего пятичасового путешествия он вдруг так к нам проникся, что даже пригласил нас на воскресный обед, на традиционное фиджийское лово. Но это уже другая история.

Лишь немного этнографии в завершение – «лово» дословно переводится с фиджийского как яма, но это еще и традиционный способ приготовления пищи. На островах почти нет глины, поэтому в давние времена было невозможно сложить печи. Распространенным способом кулинарии в этих условиях стало запекание в углях в выкопанных предварительно ямах. До сих торжественные блюда готовятся так. Ну и вопрос каннибализма фиджийцев – последний зарегистрированный случай произошел в 1867 году, более 150 лет назад. С тех сменилось не менее четырех поколений. Сейчас иногда это служит темой шуток для туристов в среде курортной индустрии, но большинство фиджийцев не любят говорить на такие темы, а некоторые прямо смущаются. Поэтому лучше подобные вопросы с местными не обсуждать.