На этой картине центральная фигура обнажённой римской богини Венеры сидит в искривлённой змеиной позе (такой типичной для живописи художников-маньеристов), сжимая в своей левой руке золотое яблоко, а в правой – стрелу. Обнажённый Купидон (родной сын Венеры от супружеской измены с Марсом) находится в аналогичной позе змеи чуть поодаль Венеры, с силой сжимая её левую грудь своей правой рукой, схватив левой рукой её за затылок, он страстно целует богиню прямо в губы. И Амур, и Венера одарены творцом алебастрово-белой кожей. В левом нижнем углу изображения, за ногами Венеры, находятся две маски, напоминающие нам традиционные театральные маски Комедии и Трагедии.
Значение различных фигур на этой весьма загадочной картине вызывает собой множество споров. Прежде всего, настораживает то, что Купидон (олицетворяющий Желание) и его мать Венера (богиня Любви) представлены в ней как любовники, заключённые в кровосмесительные эротические объятия. Фигура слева, рвущая на себе волосы, обычно воспринимается как Ревность, путти понимается как Безумие, а старец – как Время (подкреплённое песочными часами прямо под ним). Химера – ещё один тревожный элемент, поскольку обычно она символизирует собой Удовольствие и Обман.
Как утверждает писатель об искусстве Родерик Конуэй-Моррис:
«Бронзино был настоящим мастером маньеристской эротической сцены, лучшим примером чего и является эта картина, которую я могу описать как крутую и стильную, но в то же самое время смело чувственную и дерзкую со змеиными позами, приглашающую взгляд зрителя к наслаждению манящими изгибами и ямочками обнимающейся пары, алебастровой белизной их тел, лишний раз подчёркивающей лихорадочный румянец на их щеках».
Однако общий смысл аллегорической картины Бронзино (годы жизни 1503-1572) так и продолжает горячо обсуждаться. Историк искусства Чарльз МакКоркодейл (годы жизни 1948-1996) утверждал следующее:
«Если можно сказать, что какое-то произведение искусства кристаллизует собой урбанистичность, роскошь, элегантно проявленную эрудицию и даже жестокость итальянской середины XVI столетия, то им, несомненно, и должна быть сия работа».
Между тем, в то время как некоторые учёные рассматривают эту картину, как «аллегорию разврата и роскоши», историк искусства Майкл Леви (годы жизни 1927-2008) вместо этого расценивает её как «прославление эротической силы Венеры», отмечая ещё и то, что:
«Венера покоряет Купидона сладостью, а уж точно не силой. Это и является основным сюжетом картины».
- Художник – Бронзино
- Название – «Аллегория с Венерой и Амуром»
- Год создания – примерно 1545
- Размеры – 146,1 х 116,2 сантиметров
- Материал – Масло на деревянной панели
- Место нахождения – Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)