В воскресенье перед обедом к Наташе неожиданно нагрянула дальняя родственница, которая проживала в районном центре почти в ста километрах от города.
-Ой, Наташенька, здравствуй, родная! А я приехала в церковь на службу, сегодня же годовщина мужа моего, ты и не помнишь его, наверное. ОН же, бедняжечка, уже пятнадцать лет как скончался. Службу посетила, молебен заказала за упокой, и за вас, за тебя и за сыночка твоего тоже свечечки поставила. Я всегда как на службу прихожу, всегда за вас свечки ставлю. А как же!
-Проходите, тетя Липа, хорошо, что пришли,- вежливо сказала девушка,- она не очень-то жаловала эту свою родственницу за ее елейность и слишком слащавые речи, но простая вежливость требовала принять ее. К тому же Олимпиада Самсоновна всегда так подчеркивала, что она постоянно молится и за нее, свою двоюродную племянницу, и за ее сына, и за маму, и за всех покойных родственников, что было неудобно ее не приветить.
-Проходите в кухню, сейчас будем обедать, заодно и поговорим. Вы мне расскажете, что там у вас в поселке нового.
-Ой, спасибо, Наташенька, ты всегда такая гостеприимная, самая любимая моя племянница. Хоть и не родная, а лучше всякой родной. Я всегда за вас молюсь, каждый день. И утром, и вечером. И в книжечку я вас всех занесла, чтобы подавать священнику за ваше здравие помолиться. И вот благодаря этому все у вас хорошо. Я вижу, какая ты красавица, все цветешь и цветешь. Как сынок-то твой?
-Спасибо, все хорошо. ОН учится неплохо, хочет поступать в институт через год. Надеюсь, поступит.
-Конечно, поступит. Как же иначе? Ведь я молюсь и за него тоже. Всегда прошу здоровья и всяческого благополучия. Если за людей кто-то молится искренне, не держа никакого камня за пазухой, то у них все хорошо. Да только, знаешь, как редко такое бывает? Ведь все свою выгоду ищут. .. А я не такая, нет… Я всегда за людей душой болею.
-А как дочка ваша Юлечка?- спросила Наташа, зная, как тётя Липа трепетно относится к своей единственной, поздно рожденной дочери,- школу уже заканчивает?
-Да, в этом году. Да что она, бедная, видит в нашей деревне? Глушь! Но она старается, учится. Думаю, что будет поступать в этом году в институт. Очень хочу, чтобы она работала в чистом месте, чтобы коровам хвосты не крутила, как мы… Не хочу я для дочки тяжелой работы. Сама я всю жизнь на ферме, только вот последние три года на почту перешла. Место освободилось, да зарплата там маленькая. Вот и приходится и хозяйство держать, и огород сажать. А картошки сажаю десять соток. Спина-то меня отваливается, я ведь уже не молоденькая.
В этот момент на кухню вошел сын Наташи Артем.
-Мама, а когда мы уже будем обедать? Мне еще нужно сходить по делу. Мы с ребятами готовим научный проект, нам нужно для этого в музей сходить.
-Сейчас будем, уже все готово.
-Ой, какой ты красавчик, Артемка!- тут же запричитала тетя Липа,- совсем взрослый молодой человек! НА радость маме, папе, бабушке и всем людям. А я всегда за тебя, Артем, свечи ставлю, чтобы все в твоей жизни хорошо было.
Олимпиада Самсоновна еще долго сидела, пила чай, все рассказывала о своей дочери, о покойном муже, а главное, вся ее речь прерывалась дифирамбами самой себе- какой она хороший и милосердный человек, она постоянно молится обо всех своих родных и именно благодаря ее неустанной заботе все у них просто замечательно.
-Мама,- спросил вечером Наталью сын,- а правду тетя Липа говорит, что все делается ее молитвами, а если бы она за нас не молилась каждый день, то у нас бы все было плохо?
-Артем, вроде бы ты уже взрослый и умный молодой человек, а в такую ерунду веришь.- засмеялась Наталья,- что именно было бы у нас плохо? Что? Не было бы работы? НЕ было бы денег? Мы с папой ругались бы каждый день и в конце разошлись? Ты бы плохо учился, хулиганил, тебя бы выгнали из школы, и ты пошел бы по преступной дорожке?
-Нет, ну просто она так убедительно про это говорит и столько раз повторяет…
-Тетя Липа хочет казаться человеком значительным, хочет, чтобы родня ее уважала, она это все повторяет, значит, мы должны быть ей благодарны… Она не понимает, что это надоедает и вообще очень неприятно про это постоянно слушать. Вот я училась, сама, бесплатно, я подрабатывала, потому что у мамы не было денег, чтобы мне посылать, но я получила красный диплом. Меня сразу взяли на хорошую работу. Я ею дорожу, не опаздываю, не прогуливаю, ко всему отношусь ответственно! И что? Это все благодаря молитвам тети Липы?
Больше Артём к этому вопросу не возвращался, но спустя несколько дней позвонила мама Наташи Мария Ивановна.
-Слушай, Ната, сегодня ко мне приходила наша Липочка.
-О, что-то она зачастила в город, она у меня была в прошлое воскресенье, говорила, что ездила на службу в храм, что вроде годовщина ее мужа. Говорила, что молебен заказывала и свечку за упокой его души поставила. А потом сидела несколько часов и все постоянно хвалилась, что она за нас постоянно молится, свечки ставит, поэтому у нас все хорошо и просто замечательно: и работа, и квартира, и отношения с мужем, и ребенок. Так надоела! До чего же она прилипчивая!
-Да ты что? А ты мне об этом не говорила!
-Мама, да я просто и в голову не брала этот ее визит. Ну, приходила, пообедала, чай попила, посидела и уехала. О чем тут говорить? О том, что все у нас в жизни делается только ее молитвами?
-Да уж, она мне раз сто повторила, что так она о нас молится, и утром, и вечером, и молебны заказывает. Слушай, что у нее за привычка эта странная появилась?
-Мама, просто она – такой человек, хочет показать свою значимость. Меня уж и Артем спрашивал, правда ли это? Я уж и смеялась над ним… Чего она добилась в жизни, ни образования, ни работы нормальной, живёт в глухой деревне. Муж ее пил, бил, гулял, а потом и замерз по пьяному делу. Ну чем ей хвалиться? А ведь тоже хочется показать, что не зря живёт.
-Ну что ты такая непримиримая? Почему это зря? У нее дочь есть Юля. ..
-Да, она мне все твердила, что в этом году ее Юля оканчивает школу и будет поступать в институт, что хочет для нее другой судьбы, чтобы не гнула спину, не работала физически, а обязательно работа у нее была чистая. Н если она хорошо учится, то поступит.. Я же когда-то поступила. Вот, надеюсь, и Артем поступит на следующий год.
-Ой, дочка, на благополучное поступление Юли на бюджет надежда плохая. Я хоть сама и н видела, но поняла что у нее в аттестате будет троек больше, чем четверок. Да и в кого ей быть умной. Сама Липа училась - еле-еле на тройки перебивалась, поэтому и поступать никуда не стала. А ведь могла бы хоть какую-то приличную профессию получить, ее родители пытались заставить ее учиться, да она не очень-то этого хотела. Я не знаю, почему она такие надежды на Юлино образование имеет. Вряд ли она поступит, а платить за учебу Олимпиада не сможет. Откуда у нее такие деньги?
-Так может она потому и зачастила в город, что ищет репетиторов для девочки7
-Да что ты! Она никогда в жизни не будет нанимать репетиторов. Да и опять за какие деньги?
-ДА ладно, мам, что это мы с тобой все про нее, эту тетю Липу, не слишком –то симпатичного нам человека. Что нам поговорить больше не о чем?
-Поговорить, конечно, есть о чем, но что-то у меня предчувствия плохие. Ты ее еще не очень хорошо знаешь, а я-то знаю, какой она может быть навязчивой. Точно Липуча, та мы ее в детстве дразнили. Она как пристанет с какой-то просьбой, так и не отвяжется. А тут она еще и песню эту завела, что все время за нас молится, свечки ставит, просто все наше благосостояние зависит от нее.
-Мамуля, не бери в голову, ну с какими она просьбами может к нам привязаться? Денег занять? Да ладно, я могу немного занять, зато потом она и появляться не будет. Я прекрасно таких людей знаю, они как в долг возьмут, потом навечно исчезают.
-Да хорошо бы, если так. А то у меня то-то предчувствие нехорошее. Ты же знаешь, что мне всегда очень сложно отказывать людям, особенно если они чего-то настойчиво просят.
-Да, мамочка, ты у нас просто добра как хлеб. Ничего, если ты не сможешь отказать, то я приду тебе на помощь. Я вполне умею отказывать наглым и надоедливым людям. Ничего не бойся.
В ближайшие три месяца тетя Липа еще несколько раз появлялась в городе, она поочерёдно бывала то у Наташи, то у ее матери и всегда по много раз повторяла, что идет из церкви или с собрания церковной общины. А еще не забывала несколько раз повторить, что всегда молится за всех родственников, а особенно любит милую Наташеньку и милую Татьяну, с которой они с детских лет были не разлей вода.
И вот спустя еще какое-то время в воскресный день, когда у Натальи были большие планы, опять раздался неожиданный звонок в дверь. И в это момент у девушки как-то особенно дрогнуло сердце, словно от предчувствия чего-то неприятного.
В дверях стояла тетя Липа, но сегодня вид у нее был решительный и упрямый
-Здравствуй, Наташа! Я к тебе по делу.
Наталья была очень удивлена, но попыталась скрыть его:
-Проходите, Олимпиада Самсоновна! Правда, сегодня у меня были планы на отдых, но если у вас какое-то важное дело, то…
-Да-да, Наташенька, очень важное. Куда уж важнее. Ведь я тебе близкая родственница, которая много добра вашей семье сделала. А сейчас пришло время мне помочь. Если бы не я, то кто знает, как бы вы сейчас жили и где бы были… Но вот время пришло…
Наташа только молча смотрела на тетю Липу, которая сегодня не лебезила и не говорила приятные слова, а словно бы требовала отдачи долга.
-Знаешь, Наташа, моя Юлька-то не очень школу окончила и экзамены не слишком хорошо сдала. НО вот теперь и надо ей летом ходить на курсы подготовительные, я узнавала, в институте есть такие и стоят недорого. Но вот общежития не дают, а зачем ей оно? У тебя же можно пожить, ты ей близкая родня, должна помочь. Пусть она у тебя это лето поживет, ты за ней последишь, проконтролируешь, чтобы она занималась и поможешь, чем надо. А там, когда она уже поступит, разберемся, что к чему Я думаю, зачем заранее загадывать? Сейчас для нее главное -поступить. Вернее курсы пройти, мне там сказали, что если эти курсы пройти, то точно можно поступить.
-Но тетя Липа, где же она у нас будет жить? У нас всего две комнаты и сын взрослый.
-А что сын? Ему еще через год поступать. А ей уже в этом году, поэтому ей условия нужны. Пусть он пока у вас в кухне поживет, он- парень, зачем ему большие удобства. А комната у него хорошая, там и моей Юлечке будет спокойно заниматься. А потом уже разберемся, как и что.
-Тетя Липа, вы как это считает, что я должна взрослого сына выгнать в кухню, а Юлю поселить в его комнату? Почему?
-Наташа, та ты мне должна!
-Почему я вам должна? С чего бы это?
-Так я всегда о вас заботилась, помнила, молилась за ваше здоровье и благополучие. Вот вам и везло…
-А почему тогда вы себе и своей дочери не помогли таким же способом. Лучше бы молились за свою дочь, вот она бы и училась лучше и поступила бы без проблем. А еще лучше за себя, и тогда все бы у вас было хорошо!
-Какая ты бессовестная, Наташа! Я к вам всей душой, а ты… Почему ты не хочешь помочь самой близкой родственнице? Люди должны помогать …
-ДА, но я вовсе не обязана поселить у себя вашу Юлю и следить за ней, а потом у меня на это лето большие планы и я вовсе не хочу их менять вам в угоду. Если бы вы пришли с просьбой найти Юле квартиру, то я бы, конечно, помогла, а вы сразу с требованием!
-А почему бы мне и не потребовать, вы с матерью твоей мне во всем обязаны. ВЫ сейчас как сыр в масле катаетесь, живете в городе, на всем готовом, все у вас есть…
-Да, но это все мы заработали сами… Я сама поступала учиться, подрабатывала, доучилась, устроилась…
-ДА, но я всегда поддерживала вас своими молитвами, а вы…
-Нет, тетя Липа, извинит, но я вынуждена вам отказать, у меня просто нет места для Юли, а еще у меня нет возможности следить за нее этим летом. Мы скоро уезжаем… Извините, но так подобные дела не делаются.
-Н так поговори хотя бы со своей матерью, пусть она пустит Юлю пожить у себя в квартире…
-Тетя Липа, мама тоже уезжает на все лето, квартиру она сдает на этот срок, мы уже договорились и договор подписали… Если она вдруг сейчас откажется, то потеряет деньги…
-Вам деньги важнее родственников…
-Но и опасно одну молодую девушку оставлять жить в городе, в квартире, без взрослых… Вы и сами хотели, чтобы за ней следили.
-А что у вас за планы такие?- вдруг подозрительно спросила Олимпиада Самсоновна.
-Это неважно, - твердо ответила Наташа,- говорить о своих планах наперед- плохая примета. Главное, то я не смогу вам помочь,- а мысленно добавила,- да и почему я должна это делать?
-Какие вы неблагодарные!- с горечью и злобой сказала тетя Липа,- я всю душу вкладывала в вас, всегда и свечки ставила и молилась, как за самых родных! А вы! Н ничего, теперь я посмотрю, как вы будете крутиться без моих молитв!- и она гордо встала и направилась к двери, бросив Наталье напоследок,- покрутитесь теперь сами!