Найти в Дзене
Вечерняя Казань

«Салават Купере» ещё можно спасти от статуса «казанское гетто»

Оглавление

Большинство криминальных новостей традиционно приходят из жилого массива «Салават Купере». К примеру, недавно там жестоко избили мальчика, над которым подростки всячески издевались.

Автор фото: пресс-служба Госжилфонда РТ
Автор фото: пресс-служба Госжилфонда РТ

Из-за обилия криминальных новостей, приходящих из «Салават Купере», этот район в народе прозвали гетто. Интересно, что сами жители комплекса считают так же, потому что конфликтные ситуации между людьми происходят постоянно. 21 мая оттуда пришли тревожные новости: подростки 12-15 лет избили мальчика, раздели его и заставили есть землю. После его отказа компания снова напала на ребенка. Однако во второй раз в ход пошли палки.

Напомним, что также месяцем ранее взрослые мужчины решили позабавиться петардами, взрывая их повсюду. Всё там же мальчик в одной футболке и шортах гулял по заснеженной улице, за месяц до этого некие личности выламывали двери в подъезд. К таким «поворотам судьбы» никогда готовым не будешь, но жители «Салават Купере» кажется привыкли.

История появления «Салават Купере»

Во время разработки проекта будущий микрорайон красиво называли городом-спутником Казани. Первые разговоры о новом комплексе появились ещё в 2011 году, однако строительство началось гораздо позже - спустя три года. У застройщиков были проблемы с переносом газопровода, который проходил по территории, выделенной для «Салават Купере». По словам краеведа Валерия Грязнова, история места постройки не представляет интереса. Когда-то эта территория была просто полем около всеми известного и проблемного Осиново, который находится неподалеку от завода «Казаньоргсинтез».

- Когда меня тогда выселяли из моего старого дома, который хотели снести, в какой-то момент предложили переехать в «Салават Купере». Вот я тогда в первый раз услышал о нём. Я тогда задался вопросом: «А это где? Это на Луне?». Мне сказали, что там хорошо и здорово. Мне тогда что в «Салават Купере», что в Америку переезжать - одно и то же, потому что это не совсем Казань, - вспоминает Грязнов.

Автор фото: Денис Гордийко/мэрия Казани
Автор фото: Денис Гордийко/мэрия Казани

Изначально в микрорайоне обещали построить 22 детских дошкольных учреждения и семь школ. При этом предусмотрены были многоуровневые и наземные парковки на 13,8 и 5 тысяч мест соответственно. Расширяется микрорайон до сих пор. На данный момент есть три школы, множество детских садов, филиал поликлиники и торговый центр. В этом году там также появится общественный пункт охраны порядка и школа на 1501 место.

Почему жилой массив под городом стал называться гетто?

Проблемы каждого посёлка, микрорайона или города могут начаться ещё с этапа застройки. Именно так и произошло с «Салават Купере», который с точки зрения урбанистики не подходит под стандарты.

- Наверное, самая большая проблема «Салават Купере» заключается в том, что такой большой и плотный район (микрорайоном у меня его назвать язык не поворачивается) начали строить, заранее не продумав вопрос его связки с городом, потому что уже на момент начала строительства ввели только две с половиной дороги. В теории можно было заехать с М-7 через Осиново. Всё. И за эти уже более чем 10 лет, что его строят, других путей не возникло. Да и не возникнет, потому что для их строительства придётся лес вырубать, - говорит Дмитрий Сагдеев, урбанист.

По его словам, нужно было сразу подумать о скоростном транспорте и занести его в генеральный план застройки.

- Но о нём не подумали, после чего начали предлагать различные суррогатные проекты вроде электрички по служебным путям Оргсинтеза или скоростного трамвая с крюком через Оргсинтез, который даже в генплан в итоге внесли. Однако проект планировки «Салавата» никакого трамвая по улицам и тем более железнодорожной ветки не предполагал, и если это строить, то придётся «резать по живому», - добавляет урбанист.

Основная урбанистическая проблема «Салавата» — это как утром добраться на работу. В это время жители «нагружают» транспортные артерии в сторону центра, вечером - так же. Днём таких проблем не возникает.

- Часто можно увидеть рассуждения о том, что «это всё потому, что рядом рабочих мест нет!». Но вот беда, они есть. Есть куча предприятий сферы услуг, есть тепличный комбинат «Майский», силикатный завод, ТЭЦ-3, да и Оргсинтез не так далеко. Но люди как-то не стремятся устраиваться туда всем «Салаватом», а продолжают ездить в свои уютные офисы в центре. Рыночная экономика устроена так, что люди предпочитают работать там, где им предложат лучшие условия. А квартиры покупать там, где дешевле, а по социальной ипотеке они однозначно дешевле. Да и коммерческих ЖК рядом полно. Поэтому обязать жителей «Салавата» работать рядом с домом невозможно, - отмечает Сагдеев.

Из-за продолжающейся застройки проблемы с транспортной инфраструктурой будут только нарастать. Её, по мнению спикера, не решит даже реконструкция Горьковского шоссе. По его словам, всё сводится к добавлению ещё одной полосы. Урбанист уверен, что в сторону центра появится светофор, который будет замедлять движение, поэтому толку от реконструкции будет немного.

Из-за того, что микрорайон ещё не застроен и «завален» проблемами, цены на квартиры небольшие, что привлекает большинство жителей. Здесь же стоит учитывать и то, что квартиры в «Салавате» реализуются как соципотечное жилье. Последние 500 квартир были отданы работникам бюджетной сферы, молодым и многодетным семьям, детям-сиротам и врачам-грантополучателям.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

По словам одного из жителей, Павла, в микрорайоне проблем немало: транспортная доступность, плохой воздух и маргинальность. Как отмечает собеседник, на территории проживает немало «странных личностей», с которыми приходится мириться другой половине мирных жителей. Плюсом к этому здесь же проживают и мигранты. Дёшево и сердито. Из-за всего этого микрорайон и наградили статусом гетто.

Однако социологи не могут назвать «Салават Купере» гетто.

- У него нет такого статуса. Гетто - это место для добровольного или принудительного проживания меньшинств. Но «Салават Купере» - это просто то место, где много социального жилья. Он удалён от города, но сейчас так все города и развиваются. Возьмите, например. Москву. Она прирастает, - говорит социолог Аида Нурутдинова.

Доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Фарида Ишкинеева рассказала, что типы многоэтажных жилых кварталов, активно выстраивающихся в пригородах, чреваты появлением социальных конфликтов.

Все дело в том, что социальная среда в таких домах поддерживает анонимность и деперсонализацию соседей, ограниченность общения и контроля. Жители высотного жилья, как правило, почти ничего не знают о своих соседях, что приводит к отсутствию социальной поддержки и мешает формированию сообщества жильцов. Помимо этого создаются условия для появления определенных форм преступности, так как внутреннее пространство многоэтажного здания (лестничная площадка, лифт, лестницы и прочее) может скрывать преступную деятельность от наблюдения.

Кроме того, в многоэтажных зданиях за досугом детей и подростков на улице становится следить сложнее, что становится причиной ограничения их уличной активности. Небезопасные улицы, скудные просторы и экология высотных домов могут негативно на них повлиять.

По словам эксперта, такая формирующаяся социально неблагоприятная среда приводит к разобщению жителей, появлению неудовлетворенности жизнью и преступности. Похоже, так произошло и с «Салават Купере».

«Салават Купере» не спасти?

В плане урбанистики Сагдеев решения проблем уже не видит. По его мнению, жилой массив не спасти.

- В этом направлении у нас совершали ошибку за ошибкой. Если ещё и дорогу от Тэцевской начнут расширять без строительства по ней выделенной полосы для скоростного транспорта, то это уже приговор, - отмечает собеседник.

Автор фото: Денис Гордийко/мэрия Казани
Автор фото: Денис Гордийко/мэрия Казани

По большому счету, необходим пересмотр градостроительных подходов с упором на продвижение малоэтажной городской застройки с развитой инфраструктурой и созданием благоприятной городской среды.

Автор материала: Алина Камалютдинова