Найти в Дзене
ЧестнаяЙога

Дисциплина vs мотивация

Дисциплина - довольно часто упоминаемая тема в йоге, да и вообще играет ключевую роль в любом более менее серьезном начинании. Поэтому не буду особо заострять на ней внимание, пройдусь только по основным тезисам: abhyāsavairāgyābhyāṁ tannirodhaḥ - Патанджали 1.12. Абхьяса - это постоянная практика с целью достижения ментальной стабильности, т.е. по сути дисциплинирование ума. Здесь важно понимать, что структурно сутры и подобные тексты устроены таким образом: от ключевых понятия и техники идут вначале и далее по убыванию, т.е. абхьяса - это первая упоминаемая техника и соответственно ключевая. Бхагават Гита в 6 главе описывает "классическую" йогу Патанджали и соответственно касается вопроса абхьясы - 6.35. asaMzayaM mahAbAho mano durnigrahaM calam | abhyAsena tu kaunteya vairAgyeNa ca gRhyate || Без сомнения, о сильнорукий, беспокойный ум труден в удержании. Но, о сын Кунти, постоянной практикой и бесстрастием его можно обуздать. Примечательно, что абхьяса здесь идёт так же

Дисциплина - довольно часто упоминаемая тема в йоге, да и вообще играет ключевую роль в любом более менее серьезном начинании. Поэтому не буду особо заострять на ней внимание, пройдусь только по основным тезисам:

abhyāsavairāgyābhyāṁ tannirodhaḥ - Патанджали 1.12. Абхьяса - это постоянная практика с целью достижения ментальной стабильности, т.е. по сути дисциплинирование ума. Здесь важно понимать, что структурно сутры и подобные тексты устроены таким образом: от ключевых понятия и техники идут вначале и далее по убыванию, т.е. абхьяса - это первая упоминаемая техника и соответственно ключевая.

Бхагават Гита в 6 главе описывает "классическую" йогу Патанджали и соответственно касается вопроса абхьясы - 6.35.

asaMzayaM mahAbAho mano durnigrahaM calam |

abhyAsena tu kaunteya vairAgyeNa ca gRhyate ||

Без сомнения, о сильнорукий, беспокойный ум труден в удержании.

Но, о сын Кунти, постоянной практикой и бесстрастием

его можно обуздать.

Примечательно, что абхьяса здесь идёт так же совместно с вайрагьей - непривязанность/бесстрастность. Т.е. в связке абхьяса-вайрагья это "холодная", механическая дисциплина ума, (термин абхьяса используется только в контексте стабилизации ума).

Арджуне же Кришна рекомендует более "простую" практику. Первая глава описывает состояние отчаяния - демотивации в которое впал Арджуна, из которого Кришна его выводит - мотивирует, в течении второй главы ссылаясь на ключевые в жизни Арджуны понятия дхармы, долга, морали итп, т.е. побуждая его сначала к действию с понятными и уже известными именно для него жизненными целями(кама-ардха-дхарма). А уже далее, когда Арджуна берет в себя в руки, развивает идею сочетания кармы(действия) и йоги. При этом подчеркивая основную мысль Санкхьи - мокша, цель йоги, проявляется только тогда, когда все прочие цели будут исчерпаны кармой для Атмана.

По этой же причине недостижимости мокши кармой Патанджали не затрагивает вопрос мотивации, так как текст является техническим руководством для реализации только конечной цели йоги (мокши). Тогда как Бхагават Гита охватывает все жизненные аспекты. Благодаря чему в индуизме она и оказалась в одной категории источников с Ведами, которые так же регламентировали весь жизненный уклад, но в дальнейшем привели к кризису элитарного духовного пути брахманизма, который в свою очередь на выходе привел к перерождению в "неоиндуизм" с его массовостью и доступностью благодаря появлению Бхагават Гиты, пуран, эпоса и бхактизма. С их приоритетом именно вдохновения и мотивации на следование посильному каждому духовному пути, а не только касте избранных.

В заключение можно полагать мотивацию как основу для дисциплины. Т.е. при падении дисциплины в первую очередь стоит искать пути к стимуляции мотивации, так как это более простая функция, а с ней будет расти и дисциплина.