Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Падение империи (2024 г.) фантастические события переворота в Штатах глазами фотографов Кирстен Данст и Кейли Спэйни.

Кадр из фильма "Падение империи".
Кадр из фильма "Падение империи".

Когда твоя страна катится в пропасть анархии и никто (ничто) не в силах остановить это восстание, остаётся лишь созерцать происходящее со стороны. За исключением тех, чья работа фиксировать каждый выстрел или гибель, например, военный фоторепортёр. Привыкшие снимать конфликты на чужой земле, на своей, пересиливая депрессию, патриотические муки и ответственность, занимаются делом всей жизни. Легенда фотожурналистики Ли, наблюдает изнутри развал собственного государства. На родине происходит самое страшное, гражданская война, и в силу профессии она обязана быть здесь, фотографировать стычки, бои, смерти. Ей с напарником необходимо добраться до Вашингтона, где они намерены взять последнее интервью у президента Соединённых Штатов. И это путешествие зафиксируется не только в их памяти.

Алекс Гарленд снял 10 лет назад завораживающей красоты сайфай Из машины. Несложная повесть о взаимоотношениях человека и робота, которую он сумел плотно обволочь материей триллера. Тогда, как принято, многие прочили ему большое будущее, и, в общем, не ошиблись. Горленд снимает высокого качества мейнстрим с канвой фантастики и различными жанровыми надстройками. В данном случае, формально, если принимать поджанр постапокалипсис за фантастику, следует выбранному курсу, хотя по Гамбургскому счёту действие происходит в самом ближайшем будущем и фантастично тут только одно, а именно мысль о революции в США. Он не берётся за неподъёмную работу исследовать вероятные причины такого поворота истории, а как придорожный сказитель вещает ровно то, что каждому и без него очевидно.

Кадр из фильма "Падение империи".
Кадр из фильма "Падение империи".

Скромная по объёму, потрясающая своей нереальностью, идея о перевороте в звезднополосатой реализована так, как любой фильм про локальный конфликт. То есть хоть в далёкой Ботсване, хоть в Штатах, это происходит по усреднённому сценарию. Британец не мудрствуя лукаво тянет время, отвлекая зрителя то шокирующими сценами работы фоторепортеров, то боевыми столкновениями именно для финала, где в Белом доме происходит кульминация, которая могла произойти в любом президентской резиденции. Без предыстории, начала восстания, такое кино не завлекает. Куда более интересен был бы разбор зачатия недовольства, точнее начало его выплёскивания по нарастающей. Пусть вкратце, сделав фильм на 20-25 минуть дольше, но это существенно добавило пищи для интеллекта зрителя.

Музыка и полевые цветы наполняют кадр печальными остатками оптимизма, а депрессивное ведение на добровольное пожертвование Кирстен Данст становится устрашающе реалистичным. Гарденд словно летописец Христовой казни, ведёт Ли на Галгофу весь хронометрах, отвлекая её и публику страшными флэшбэками и кадрами не менее ужасающего настоящего. Он мучает героев, заставляет переживать нас, делает это профессионально. Поначалу такая манипуляция увлекает, но когда понимаешь, что вся картина будет ровно такой же, становится скучно, ибо все революции происходят одинаково, но у каждой своя причина, в которой режиссёр решил не разбираться. Не стал он этого делать, возможно, потому, что сама мысль о таком уже грандиозна, и Падение империи станет одной из тех, которые будут через годы развивать в кинематографе, осторожно и с оглядкой на многих и многое.

Кадр из фильма "Падение империи".
Кадр из фильма "Падение империи".

Падение империи великолепно снятое произведение, с прекрасным сценарием и диалогами и отличными актёрскими работами. В фильме нет лощёного Голливуда, когда причёски героев сверкают свежестью, как зубы и макияж. Он в этом смысле не идеален, что вовлекает и позволяет довериться. Но по итогу просмотра остаётся ощущение, что детскую сказку 0+ адаптировали под взрослый рейтинг. Такое, разумеется, возможно и проделывалось неоднократно, только постановщикам уровня Гарленда, от которых ждут и на которых надеются, следует дегустировать не только сердцевину мифа, которая на вкус знакома всем, но и раскрывать секреты её приготовления с множеством лайфхаков, особенно в фантастике. Нам позволили прикоснуться к, заветной для многих, концепции через бронированный экран, от которого воображение не разыграется, зато развлечёт.