Севастопольские водители, которые коренные и давно таксуют - все сплошь экскурсоводы в одном лице, по вашему желанию рассказывают легенды, байки и реальные истории из жизни города, и это всегда интересно.
Но в этот раз мы обсуждали, что такое быть русским. Дяденька в очень краткой форме сообщил мне ёмкое определение, которое мне показалось очень точным. Так что я захотела с вами поделиться.
Быть русским - это думать на русском языке. Отличается это мышление тем, что как не переставляй слова в предложении, смысл не поменяется (в отличие от европейских, например, языков), но имеет значение интонация: с каким именно чувством ты это сказал. Отсюда появляется этот самый смысл, его изменение.
Дальше мы ушли вглубь этого понимания, и глубь оказалась бездонной, так как в моей голове всплывали сравнения и наблюдения, связанные именно с мышлением на языке.
"Только наша национальность является прилагательным, - говорил дяденька, - в отличие от остальных. У них национальность - это существительное. Поэтому русским может быть любой человек, любой другой национальности".
Я как-то раз брала по одному уроку в 5 языках, чтобы почувствовать эту разницу мышления: испанский, французский, итальянский, немецкий, китайский. Это кроме английского, которым я занимаюсь постоянно последние четыре года. Это действительно разное мышление. И если романские языки похожи между собой, а потому тип восприятия мира у них очень схожий, то китайский и русский - это другие планеты, я бы даже сказала, другие Вселенные.
И вопрос не в сравнении, кто лучше мыслит, а кто хуже. Если человек ставит вопрос таким образом, то он явно нацист или расист. Дело в том, что это - разное мышление, разное восприятие мира и разная иерархия ценностей. И то, что русскому хорошо, немцу - смерть. Именно поэтому.
То, как мы описываем мир, как мы называем его, какие придаем смыслы - так мы выстраиваем свою жизнь, свои приоритеты, свою деятельность. Именно поэтому людям, которые преимущественно говорят на другом языке, мир видится другим.
Людям, которые предпочитают один язык другому, не столько благодаря тому, что это их родной язык, сколько благодаря моде или каким-то внутренним решениям, трудно принять, что говорильцы на других языках имеют равное им мировоззрение: равное и другое.
Достаточно до конца глубоко, до дна прочувствовать, что значит описывать мир, говорить и видеть мир иначе, и станет понятно, почему нельзя запрещать говорить на том языке, на котором ты думаешь. Это отрицание души и смысла для человека, отрицание его самого.
А у меня русской национальности нет в крови, я еврейка, полячка и украинка. Настоящая русская женщина.
1