Марина вышла замуж рано, сразу после окончания школы. Даже бывшие одноклассники были в некотором недоумении. Тихая девочка, превратившаяся со временем в скромную девушку, проводила вечера дома, за уроками или за вышиванием, которым увлекалась. Думали, что Маринка останется старой девой. Однако в июне был выпускной, а в августе уже сыграли свадьбу.
Подробности стали известны через подругу Марины, Юлю. Оказывается жениха нашли родители. Это был сын их знакомых, успешный юноша, уже оканчивавший институт. Борис получил востребованную специальность программиста, а Марина пошла в педучилище, учиться на воспитателя детского сада. Диплом получила. Но работать ей не пришлось. Через два года родился сын Дениска, и молодая женщина теперь всё время проводила дома.
К счастью, она могла себе это позволить. На свадьбу родители вскладчину подарили молодожёнам квартиру. К тому времени Борис уже купил машину. После института он стал работать в крупной фирме, и семья его ни в чем не нуждалась.
Другой женщине скучно было бы сидеть дома с малышом, но только не Марине. Оказалось, что во всех эти мелких домашних заботах её призвание. Ей нравилось вставать рано утром, варить себе первую чашку крепкого кофе. Не спеша готовить мужу завтрак. Сервировать стол. Она любила красивую посуду, покупала её с запасом – и в магазинах, и на распродажах. В вазочке всегда стояли цветы. Накрытый стол выглядел – хоть на открытку фотографируй.
В фирме мужа был дресс-код, Борис должен был ходить на работу в светлой рубашке, в костюме. А Марина знала, что муж ужасно несобранный и, дай ему волю, мог бы отправиться на службу в старом свитере и носках разного цвета. Поэтому она следила, чтобы он выглядел «как подобает», и каждое утро Бориса в спальне ждала приготовленная одежда.
До рождения сына Марина много занималась рукоделием – придумывала затейливые шторы, вышивала гладью покрывало на кровать, шила диванные подушки, вязала коврики. С появлением Дениса свободных минут уже не оставалось, и молодая женщина только вздыхала, поглядывая в сторону шкафа, где у неё хранились запасы мулинэ, клубки пряжи, пяльцы, спицы и всякая мелочь, нужная мастерице.
Но, хотя Марина очень уставала, ей доставляла радость каждая минута, проведённая с сыном. Она часами гуляла с ним, разговаривала, хотя он ещё не мог быть для неё собеседником. Поднимала с земли и показывала сынишке расписные осенние листья, обращала его внимание на необычные облака, сочиняла целые сказки о собаках и котах встречавшихся им по дороге.
Она мечтала, что когда сын станет постарше, они всей семьёй отправятся в путешествие, побывают на море. Сколько радости будет Дениске - перебирать ракушки, любоваться рыбками, плескаться в воде…
Свёкор со свекровью в Марине души не чаяли, готовы были и деньги подбрасывать, и делиться всякими домашними соленьями и заготовками. Но вот Борис далеко не всегда чувствовал себя счастливым, возвращаясь домой.
Когда-то бабушка сказала Марине: «Женщины только думают, что могут привязать мужчину ребёнком. На самом деле ничто не отпугивает мужа так, как маленькие дети». Тогда внучка только посмеялась над этими словами, теперь же она стала замечать, что Борис и вправду относится к Дениске без особой нежности.
Придя домой и поужинав, Борис садился за любимый компьютер и засиживался за ним до ночи, работая, а иногда просто погрузившись в игру. Или тянул Марину в компанию, к знакомым:
— Пошли, у Эдьки день рождения сегодня …
Марина и раньше-то не была особо общительной, не любила шумные компании, а теперь и вовсе терялась:
— А как же Дениска? Он ещё слишком маленький, чтобы с ним идти в гости. И потом, его в девять укладывать надо…
Борис на миг задумывался:
— Ну…завезём его к твоим…или к моим… Пусть посидят с внуком, спать уложат. А утром съездишь, заберёшь.
— Нет уж, — вздыхала Марина, — Иди сам. Дать тебе свежую рубашку?
Свекровь пыталась объяснить:
— Борюшка молодой, не нагулялся ещё… Вот увидишь, со временем он станет другим.
Когда пришло лето, молодая семья собралась всё-таки к морю. Но буквально перед отъездом Дениска заболел ветрянкой. Марина, конечно, расстроилась - придётся отложить поездку. Но Борис заявил:
— У меня отпуск по графику в июне. В другое время не отпустят, как ни проси. А я за год так устал, что просто не выдержу без отдыха! Так что, раз такое дело, оставайтесь дома, поеду один, хоть отосплюсь.
Это был намёк на то, что несколько ночей подряд больной Дениска капризничал, и его отцу не удавалось «полноценно отдохнуть».
В душе Марине было очень обидно. Правда, она не стала высказывать это Борису, но едва ли не впервые за всю их семейную жизнь поджала губы и замолчала, предоставив ему самому собирать сумку.
Две недели пролетели незаметно. Сначала все силы отнимали заботы о ребёнке, а потом, когда Денис стал выздоравливать, Марина сама засыпала, едва выдавалась свободная минутка.
Она уже начала ждать мужа домой, когда ей позвонила свекровь и безжизненным голосом сообщила со скорбью:
— Борюшка утонул, тело найти не могут.
Мир буквально рухнул для Марины. Узнать удалось немногое. Муж пошёл купаться на диком пляже, на море в тот день было волнение. Видимо, переоценил свои силы и не выплыл. Может быть, подводное течение…
Шли дни. Тело Бориса так и не обнаружили. Свёкор со свекровью стали сторониться, не приезжали к Марине. Она была уверена, что они винят её в случившемся. Надо было или отговорить мужа от поездки, или оставить Дениску родным и ехать вместе с ним. Тогда бы они загорали на этом чёртовом пляже вдвоём. Марина могла бы позвать на помощь. Бориса бы вытащили из воды, спасли. Кроме того, молодой женщине не давала покоя мысль – как плохо она рассталась с мужем. Даже не поцеловала его на прощанье.
Мать с отцом, конечно, помогали, но Марине пришлось теперь самой задуматься о заработке. Раньше она не могла представить себе, как оставит на целый день сына, дом. Теперь выбора не было. Марина устроилась воспитательницей в детский сад. Туда же, в младшую группу отдала и Дениску. Год выдался безумно трудным. Малыш часто болел, но Марина не могла каждый раз подолгу сидеть с ним, приходилось просить маму. Свекровь, которая раньше старалась почаще приезжать к внуку, теперь будто забыла дорогу в их дом.
О какой-то новой любви, об устройстве личной жизни, Марина даже не думала – не оставалось ни времени, ни сил. Хотя в эту нелёгкую пору её поддержал бывший одноклассник Павел. Они жили в одном дворе, и Паша всё время старался оказать Марине какие-то услуги – то поможет донести из магазина тяжёлые сумки, то вызовется отремонтировать стиральную машинку. В благодарность молодая женщина приглашала его выпить чаю, грустно улыбалась:
— Странно, в школе мы с тобой не дружили, а теперь ты нас с Дениской так часто навещаешь…
— В школе я к тебе подойти боялся, — Паша откладывал отвёртку, — Ты вся такая из себя отличница, а мне светило в лучшем случае сварщиком стать… Ну вот, давай попробуем включить… Видишь, работает твоя машинка.
Следующим летом Марина решила поехать всё-таки с Дениской в Геленджик. Мальчику, который всю зиму почти был простужен, месяц, проведённый на море, поможет окрепнуть. Сама же Марина надеялась всё-таки узнать что-нибудь о муже, или хотя бы съездить на тот дикий пляж и пустить по волнам цветы, попрощаться с Борисом.
Павел очень хотел поехать с ними, но на работе его не отпускали: лето у коммунальщиков - горячая пора.
— Ты к Юльке зайди, — посоветовал он, — Кажется, она теперь там живёт. Что-то я слышал такое от общих знакомых…
— Да неужели, — удивилась Марина, — А я с ней совсем связь потеряла.
И буквально за пару дней до поездки ей удалось узнать Юлин адрес. Просить подругу о гостеприимстве Марина не собиралась. Она уже забронировала номер в скромной гостинице рядом с морем.
И, если честно, в первые дни ей было совсем не до подруги. Столько новых впечатлений у Дениса! Они ходили на пляж по утрам и ближе к вечеру, чтобы малыш не обгорел. Мальчик учился плавать, строил замки из песка, отыскивал красивые камушки. Вечерами они гуляли по сияющей огнями набережной, катались на аттракционах.
Но потом, когда выдался прохладный день, Марина всё-таки решила повидаться с подругой. Воскресенье, где бы Юлька ни работала, она почти наверняка дома. Марина купила конфеты, бутылку хорошего вина и объяснила сыну, что сейчас они сходят в гости. Дениска предпочёл бы отправиться в парк, но мама пообещала ему, что у тёти Юли они пробудут совсем чуть-чуть, а потом – сразу на карусели.
Юлька была дома. Но когда она открыла дверь, Марине показалось, что подруга обомлела.
— Как ты меня нашла? — выдохнула она, побледнев.
— Да позвонила Черепановой Наташке, у неё записан твой адрес. Она же, кажется, отдыхала у тебя…
— Ну, входи, — опомнилась Юля, — Ты…без вещей?
— Конечно, — засмеялась Марина, — Мы же не жить к тебе приехали. У меня бы не хватило наглости вот так, как снег на голову… Но мы тут неподалёку устроились. Еще десять дней в Геленджике будем. Можно погулять вместе, сходить куда-нибудь.
Ей хотелось обнять подругу, ведь столько лет они были почти неразлучны: готовились вместе к экзаменам, обсуждали просмотренные фильмы, делились самым сокровенным. Но что-то в Юле удерживало её от этого.
Выглядела подруга прекрасно. Загорелая, стройная, в маечке и шортиках, на запястье звенят браслеты.
— Пойдёмте в кухню, кофе пить, — энергично предложила Юля, — У меня торт есть. Малыш, а как тебя зовут?
Они сидели, вспоминали общих знакомых, Марина рассказывала о горе, омрачившем её жизнь. Юля слушала, подперев рукой щёку, кивала. Некоторое время спустя, Марина обратила внимание, что Дениски нет рядом.
— Я его приведу, — вскочила Юля.
Но Марина пошла следом за ней. Вдруг, малыш заинтересовался какой-нибудь безделушкой? Схватит, разобьёт…
Она вслед за Юлей вошла в комнату, и сразу увидела… Да, Денис был здесь, открыл журнал с картинками. Но Марина сейчас смотрела не на сына, а на большую фотографию, висевшую на стене. Юля в свадебном платье, а рядом… Борис. Смущённо улыбающийся, в строгом костюме… С той самой стрижкой, которую он сделал перед поездкой на море.
— А вот с этого места поподробнее, — через несколько секунд безжизненным голосом произнесла Марина.
Юлька сразу заплакала, и начала сбивчиво рассказывать. Да, она влюбилась в Борю, когда Марина познакомила её со своим женихом, ещё до свадьбы. И мучительно завидовала подруге несколько лет. Надежда появилась только тогда, когда Марина родила сына. Борис начал искать любую возможность «отдохнуть от этого младенца». Они с Борей встретились в общей компании, потом несколько раз сходили в ресторан…Потом…
— Да ладно уж, — усмехнулась Марина, — Я же не маленькая. Потом Борис стал жить на два дома.
— Ну да… — Юлька шмыгнула носом, — А когда вы собрались на море… Мне вот эта квартира досталась от бабушки. Раньше я ее сдавала. А в прошлом году сказала квартирантам, чтобы съехали. И решила, что если вы в Геленджик приедете, то и я буду поблизости, всё равно мы с Борей найдём минуты для встреч. Но ты поехать не смогла… И Боря просто все эти дни провёл со мной. А потом мы уже не сумели расстаться, и тогда …
— Придумали этот план. Сказали мне, что он погиб.
— Понимаешь, он как-то не мог решиться просто развестись… Вы же никогда не ссорились, и вдруг он тебя бросает, да с маленьким ребёнком. Нехорошо. Все осудят. А если погиб – что ж, судьба. Ничего не поделаешь. Родителям своим он, правда, всё рассказал. Они с ним общаться теперь не хотят, но дали слово, что тебе ничего не расскажут.
— Но как же вы поженились? У него же штамп в паспорте…Был…
— А мы официально не расписывались, — объяснила Юлька, — Просто в церкви обвенчались. Там тоже обычно венчают только после ЗАГСа, но у меня священник знакомый, пошел на уступки. Я решила – пусть у меня всё-таки будет настоящая свадьба, с белым платьем.
— И где он сейчас? — спросила Марина, имея в виду Бориса.
— А к клиенту пошёл. Подрабатывает. Тому надо какую-то программу на компьютер установить. Ты хочешь его увидеть?
— Ну уж нет, — усмехнулась Марина, — Считай, что я его оплакала и похоронила. Совет вам да любовь!
Правда, спокойствие её было напускным. Дениска, ничего не понимающий, потребовал, чтобы мама всё-таки отвела его в парк и покатала на каруселях. Но Марина на вопросы сына отвечала невпопад, а когда он оседлал деревянную лошадку, достала мобильник и позвонила Павлу. Она хотела рассказать ему обо всём, что случилось, но он словно ждал её звонка:
— Маринка, как хорошо, что ты мне позвонила… Я всё-таки договорился – отпускают меня на работе на неделю. Так что, беру билет на самолёт – и завтра я у вас. Где встретимся?
— В гостинице, в нашем номере, — тихо сказала Марина.
И ей уже не хотелось ничего рассказывать, она только улыбалась, слушая голос, который стал за последние месяцы очень близким и родным.