В этой статье мы рассмотрим реакции, которые джива – душа, получает за совершенные ею греховные поступки. Эти наказания описаны в священных писаниях, таких как Ману-самхита и Шримад Бхагаватам. Никто не хочет слушать и читать про наказания, которые души получают за свои греховные действия. А современное воспитание, и так называемая "культура" – вообще не дают ни какой информации для подрастающего поколения. Все свелось лишь только к банальному потреблению. К сожалению это большая проблема современной "цивилизации", которую могут решить ведические писания.
Реакции на наши грехи могу прийти к нам, как в этой жизни, так и в следующей, говорится в Ману-самхите – своде законов для всего человечества. В этом своде, главе 11, в части – тайные грехи и их искупление, тексты 49-52 описывают последствия после совершения греховных поступков:
Человек, укравший золото, в следующей жизни будет иметь болезнь ногтей, пьяница – плохие зубы, убийца брахмана – чахотку, осквернитель ложа гуру – болезни кожи, доносчик – дурной запах из носа, клеветник – дурной запах изо рта, похититель зерна – недостаток членов тела, смешивающий плохое зерно с хорошим – излишнее число членов тела, ворующий пищу – плохое пищеварение, использующий чужие слова без разрешения автора – немоту, похититель одежды – белую проказу, крадущий лошадь – хромоту, похититель светильника – слепоту, гасящий светильник становится кривым на один глаз, убийца животных будет страдать от множества болезней, а насилующий женщин и прелюбодействующий с чужой женой будет страдать от нервных и опухолевых заболеваний различных членов тела.
Это лишь несколько стихов из целой главы, описывающей то, что получает живое существо за свои поступки.
В Шримад Бхагаватам, песнь 5 глава 26 описано, как грешники отправляются на адские планеты где испытывают большое количество наказаний. Мы лишь процитируем некоторые из них:
Тот, кто, обманывая ближнего, тайком прелюбодействует с его женой или растлевает его детей, попадает в ад Андхатамисра. Там он оказывается в очень жалком положении, подобно срубленному под корень дереву. Еще на пути к Андхатамисре грешника подвергают ужасным пыткам, и от невыносимой боли он лишается рассудка и зрения. Вот почему ученые мужи дали этому аду такое название. (Ш.Б. 5.26.9) Андха значит «слепой».
Человек, отождествляющий себя с материальным телом, тяжко трудится день и ночь, стремясь заработать денег для удовлетворения собственных нужд, а также нужд жены и детей. При этом он часто совершает насилие над другими живыми существами. Такой грешник в момент смерти помимо своей воли расстается и с телом, и с семьей и низвергается в ад Раурава, где его сурово наказывают за жестокое обращение с живыми существами. (Ш.Б. 5.26.10)
Человека, который поддерживает существование своего тела ценой жизни или благополучия других, неизбежно ждет наказание в аду Махараурава. Там на него набрасываются свирепые кравьяды (разновидность руру). Они рвут грешника на куски и пожирают его плоть. (Ш.Б. 5.26.12)
Некоторые жестокосердные люди, чтобы наполнить свой желудок и насладить язык, варят живьем несчастных животных и птиц. За это их осуждают даже людоеды. Когда жизнь таких грешников подходит к концу, ямадуты тащат их в ад Кумбхипака и там варят в кипящем масле. (Ш.Б. 5.26.13)
Человек, виновный в убийстве брахмана, попадает на адскую планету Каласутра. Эта планета, окружность которой равна 10 000 йоджан, целиком состоит из меди. Ее поверхность постоянно раскалена: снизу ее нагревает огонь, а сверху — палящее солнце. В этом аду убийца брахмана жестоко страдает, сгорая как снаружи, так и изнутри. Снаружи его жгут солнечные лучи и огонь, пылающий под поверхностью планеты, а изнутри он сгорает от голода и жажды. Измученный грешник не знает покоя: он то ложится, то садится, то вскакивает, то мечется из стороны в сторону. Его страдания будут продолжаться много тысяч лет — столько, сколько волосков на теле животного. (Ш.Б. 5.26.14)
Царя или представителя власти, который наказывает ни в чем не повинных людей либо подвергает телесному наказанию брахманов, после смерти ямадуты бросают в ад Сукарамукха. Там могучие помощники Ямараджи ломают ему все кости и давят его тело, словно сахарный тростник, из которого выжимают сок. Злосчастный грешник то теряет сознание, то жалобно плачет, моля о пощаде, так же как плакали его безвинные жертвы. Такая расплата ждет всякого, кто наказывает невиновных. (Ш.Б. 5.26.16)
По замыслу Верховного Господа низшие существа, такие, как клопы и комары, питаются высасывая кровь у людей и животных. Эти крошечные создания не способны понять, что их укусы причиняют боль. Но лучшие из людей — брахманы, кшатрии и вайшьи — наделены развитым сознанием, и им хорошо известно, какую боль испытывает существо, когда его убивают. Если человек, обладая знанием, лишает жизни или калечит неразумных существ, не способных отдавать себе отчет в своих поступках, он, безусловно, совершает грех. Верховный Господь наказывает такого грешника, низвергая его в ад под названием Андхакупа, где на него нападают птицы, звери, рептилии, комары, вши, черви, мухи и все прочие существа, которым он за свою жизнь причинил страдания. Они набрасываются на него со всех сторон, лишая его сна и покоя, отчего он, измученный, вынужден постоянно блуждать во тьме этого ада. Таким образом, попав в Андхакупу, грешник испытывает те же страдания, что и низшие существа. (Ш.Б. 5.26.17)
О царь, нечестивцу, который крадет либо отнимает силой у ближнего, особенно у брахмана, золото, драгоценные камни или другую собственность (если его к этому не вынуждают чрезвычайные обстоятельства), уготован ад Сандамша. В этом аду ямадуты обжигают его кожу раскаленными железными шарами и сдирают ее щипцами. Постепенно они разрывают на части все его тело. (Ш.Б. 5.26.19)
Мужчина и женщина, вступающие в греховную половую связь, после смерти оказываются в аду Таптасурми, где их ждет суровая кара. Помощники Ямараджи жестоко избивают их кнутами, после чего мужчину заставляют обнимать раскаленную докрасна железную статую женщины, а женщину — такую же статую мужчины. Это наказание настигнет всякого, кто виновен в грехе прелюбодеяния. (Ш.Б. 5.26.20)
Есть люди, которые промышляют воровством и разбоем, подсыпая своим жертвам яд или поджигая их дома. Так же и некоторые члены царских семей или государственные чиновники грабят торговое сословие с помощью непомерных налогов или как-то иначе. Такие демоны после смерти попадают в ад Сарамеядана. Там обитает семьсот двадцать кровожадных псов, чьи зубы подобны молнии. По команде слуг Ямараджи эта лютая свора набрасывается на грешников и жадно пожирает их. (Ш.Б. 5.26.27)
Того, кто лжесвидетельствует, мошенничает при заключении сделки или, пообещав дать пожертвование, не сдерживает своего слова, после смерти постигнет суровая кара. Слуги Ямараджи затаскивают такого грешника на вершину горы высотой в сто йоджан и бросают вниз головой в ад под названием Авичимат. В этом аду негде укрыться: кругом лишь голые скалы. Хотя по форме они напоминают морские волны, воды на всей планете нет ни капли, за что ее и назвали Авичимат, «безводной». Грешника снова и снова сбрасывают со скалы, и каждый раз тело его разбивается вдребезги, однако он не умирает, а продолжает без конца подвергаться этому жестокому наказанию. (Ш.Б. 5.26.28)
Брахмана или жену брахмана, которые питают пристрастие к хмельному, посланцы Ямараджи бросают в ад Аяхпана. Туда же попадают те, кто предается этому пороку во время исполнения священного обета, а также кшатрии и вайшьи, которые под влиянием иллюзии пьют сома-расу. В Аяхпане слуги Ямараджи, встав грешникам на грудь, вливают им в горло расплавленное железо. (Ш.Б. 5.26.29)
Люди, которые злобны и жестоки, как змеи, и всегда готовы причинить боль другим существам, после смерти падают в ад Дандашука. О царь, в этом аду обитают пятиглавые и семиглавые змеи. Они пожирают грешников, так же, как обычные змеи заглатывают мышей. (Ш.Б. 5.26.33)
Хозяин дома, который встречает гостей или странников злобными, испепеляющими взглядами, низвергается в ад Парьявартана. Там на него в упор безжалостно смотрят стервятники, вороны, цапли и другие хищные птицы. Внезапно они набрасываются на грешника и со страшной силой выклевывают ему глаза. (Ш.Б. 5.26.35)
Человек, скопивший большое богатство, очень этим гордится и постоянно думает: «Я так богат. Кто может сравниться со мной?» Неспособный видеть истину, он все время боится, что кто- нибудь украдет его деньги, и не доверяет даже старшим членам семьи. Мысль о том, что он может лишиться своего богатства, иссушает его сердце, и он ходит мрачный, похожий на привидение. Ему неведомо истинное счастье и жизнь, свободная от тревог. За грехи, которые он совершал, накапливая деньги, а затем пытаясь сохранить и приумножить свое богатство, он попадает в ад Сучимукха. Там посланцы Ямараджи сурово наказывают грешника, прошивая все его тело нитью, словно портные, шьющие одежду. (Ш.Б. 5.26.36)
Вот такие наказания получают грешники за совершенные грехи – таков закон кармы. Конечно, кто-то может сказать: что можно искупить свои грехи используя достаточно авторитетный для этого ведический метод – прайашчитту.
На что мы ответим: Что для искупления всей накопленной кармы, а именно санчита кармы – (кармы накопленной за все воплощения дживы) не хватит никакой прайашчитты, это первое, второе – для выполнения различных жертвоприношений для выполнения прайашчитты в нынешний век (кали югу) – нет достаточно квалифицированных брахманов. В Ману-самхите говорится, что некомпетентные люди выполняющие агнихотру (огненное жертвоприношение) низвергаются в ад. В третьих, ни у каждого вообще есть такая возможность – искупить свои грехи совершая ведические жертвоприношения. И последнее, если бы все греховные поступки можно было искупить выполнением прайашчитты, то это означало бы, что освобождение из плена материи можно было бы достичь материальными методами, что в свою очередь противоречит выводам веданты – вершины всех ведических знаний.
Нитья-баддхи — это вечно обусловленные души, а нитья-мукты — вечно свободные. Вечно свободные души живут в духовном мире (вайкунтха-джагат) и никогда не падают в материальный мир. Те же, кто находится в материальном мире, — это обусловленные души, нитья-баддхи. Нитья-баддхи смогут обрести освобождение, если обуздают свой ум, так как именно ум является причиной их обусловленной жизни. Если душа обуздала свой ум и больше не находится в его власти, она может быть свободной, даже оставаясь в материальном мире. (комм. Ш.Б. 5.11.12)
В Ману-самхите главе 12, тескт 3 гласит:
Благоприятные и неблагоприятные действия рождаются от ума, речи и тела, которые возводят человека на высший, средний или низший статус жизни.
Текст 4:
Ум является движущей силой, которая действует посредствам тела, создает три вида деятельности и имеет десять признаков.
В Бхагавад гите как она есть, стих 6.34 Арджуна говорит Господу Кришне следующее:
чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣шн̣а
прама̄тхи балавад др̣д̣хам
тасйа̄хам̇ ниграхам̇ манйе
ва̄йор ива су-душкарам
Перевод:
Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.
В комментарии к данному стиху Шрила Прабхупада пишет:
Ум так силен и упрям, что порой берет верх над разумом, хотя по идее должен подчиняться ему. В повседневной жизни человеку приходится преодолевать множество препятствий, и ему, безусловно, очень трудно держать ум в повиновении. Обыкновенный человек может пытаться одинаково относиться к друзьям и врагам, но в конечном счете у него ничего не получится, поскольку обуздать ум труднее, чем сдержать ураганный ветер.
Господь Кришна отвечает Арджуне следующее:
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
асам̇ш́айам̇ маха̄-ба̄хо
мано дурниграхам̇ чалам
абхйа̄сена ту каунтейа
ваира̄гйен̣а ча гр̣хйате
Перевод:
Господь Шри Кришна сказал: О могучерукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, конечно же, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отказа от мирских удовольствий.
Шрила Прабхупада комментируя этот стих дает практику, о которой говорит Кришна:
Люди нынешнего века не могут следовать всем правилам йоги: жить в святом месте, сосредоточенно думать о Сверхдуше, управлять своим умом и чувствами, хранить безбрачие, оставаться в уединении и т. д. Но любой, кто избрал путь сознания Кришны, может заниматься преданным служением Господу, состоящим из девяти видов деятельности. Первый и самый главный из них — слушание повествований о Кришне. Это очень могущественный вид духовной практики, позволяющий полностью очистить ум.
В Ману-самхите главе 12, текст 10 также говорится:
Тот, кто обуздал свой ум, речь и тело, держа их под полным контролем, именуется триданди, победившим ум, чувства и тело.
Тут, мы бы хотели обратить внимание читателя на очень важный момент, именно ум является причиной нашего рабства, и именно он становится опорой для нашего освобождения.
Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха — оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму? (Ш.Б. 5.6.5)
Невозможно описать в такой небольшой статье все последствия от греховной деятельности, мы затронули лишь некоторые из них. Давайте теперь подведем некий итог к данному разделу:
Совершая греховные действия мы получаем – наказания, приходящие к нам через систему контроля: адхибхуты, адхьятмы и адхидайвы. Причиной этого становятся наши чувства. Блуждающие в пространстве они привлекаются материальными объектами – привязываясь к ним. Мы думаем, что эти объекты принадлежат нам, и начинаем использовать их для удовлетворения собственных чувств, получая за это реакции в виде – кармы. Управляет чувствами ум, он так же считается – главным чувством. Таким образом причиной страданий или, так называемого "материального счастья" – является наш ум. Можно отметить, что лучший способ держать ум в повиновении – это постоянно занимать его деятельностью в сознании Кришны (са ваи манах̣ кр̣шн̣а-пада̄равиндайох̣). И самое лучшее средство для контроля ума в эту эпоху век Кали-юги, это – мантра. Слово «мантра» состоит из двух слов: манас – ум и трайате – то, что очищает. В этот век вражды и раздоров, Господь Чайтанья Махапрабху дал метод воспевания Святого Имени Господа Хари – Маха-мантру:
Харе Кришна Харе Кришна / Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама / Рама Рама Харе Харе.
И мы обязательно рассмотрим этот метод подробней в заключительных статьях по данной теме. А пока давайте продолжим.
Никто не хочет испытывать страдания, все хотят постоянно радоваться и наслаждаться, однако природа этого мира не позволит нам этого сделать. Это факт с которым нельзя не согласиться. Но справедливости ради стоит сказать, что в этом мире мы обречены на – «счастье», и в следующей статье мы рассмотрим данный феномен.
Так же читайте предыдущую статью...
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите свои комментарии, мы с удовольствием ответим на ваши вопросы, и примем конструктивную критику), Харе Кришна🙏
Самоосознание и духовная реальность: