Найти тему

Крещение младенцев: Православные ответы на протестантские претензии

Хотя профессор Георгопулос обращается именно к греческим протестантам, последние принадлежат к протестантским деноминациям всего мира, поэтому статья представляет общий интерес.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

На каком основании [греческие] протестанты отвергают крещение младенцев? Они сами утверждают, что единственным критерием является Священное Писание [Sola Scriptura] и что для него нет никаких оснований в Писании.

1) Протестантские противоречия.

Позиция некоторых протестантов, утверждающих, что крещение младенцев не имеет оснований в Писании, вступает в прямое противоречие с основателями протестантизма. Во времена Реформации отрицание крещения младенцев было страстной позицией анабаптистов, наиболее радикального крыла движения. Им и их позиции решительно противостояли основатели протестантизма, для которых Sola Scriptura также была критерием.

Мартин Лютер в двух своих основополагающих текстах, имеющих особое значение, - Шмалькальдских статьях (часть III, ст. V) [1] и Большом катехизисе (часть IV) [2] - совершенно определенно заявляет: а) крещение младенцев соответствует Священному Писанию; б) оно необходимо; в) оно угодно Богу.

Иоанн Кальвин в своем классическом труде Institutio Christianae Religionis (IV, 16, 1-32) один за другим разрушает сценарные и логические аргументы анабаптистов. Действительно, защиту крещения младенцев Кальвин считал признаком чистоты христианской веры в противовес искажениям анабаптистов.

Цвингли присоединился к Кальвину в этом вопросе и изложил свои взгляды в работе О крещении младенцев (Von der Taufe, von der Wiedertaufe und von der Kindertaufe), опубликованной в 1525 году. В трех публичных диспутах того же года он попытался обратить в свою веру ведущих представителей анабаптистов - но безуспешно.

Таким образом, принимая во внимание позиции основателей протестантизма и некоторых других протестантов, мы сталкиваемся с большим противоречием: обе стороны ссылаются на Священное Писание и спорят друг с другом по поводу смысла одних и тех же текстов по одному и тому же вопросу.

Это противоречие даже серьезнее, чем простое разногласие, поскольку, по мнению протестантов, выступающих против крещения младенцев, основатели протестантизма, т.е. их духовные предки, защищали человеческие выдумки и антибиблейские взгляды как волю Божию!

Для православных противоречия протестантов в вопросе о крещении младенцев являются свидетельством постоянной, недоуменной трагедии протестантизма.

2) Отрывок из Писания Марка 16, 16.

Именно этот стих, по мнению некоторых протестантов, является главным аргументом против крещения младенцев. В качестве непобедимого аргумента они приводят формулировку этого стиха: уверовавшие и крестившиеся спасутся. Напрасно. Этот стих следует понимать в его богословском контексте, он точно выражает требования, предъявляемые к взрослому человеку, чтобы стать христианином во враждебной среде, которая была во времена первой проповеди Евангелия, а также в течение многих веков после этого, во времена гонений. Эти требования актуальны и сегодня, когда речь идет о миссионерской деятельности или, более того, когда неверующий или атеист желает стать христианином. По какой логике фундаментальное требование к взрослому человеку войти в Церковь является обязательным для ребенка христианской семьи?

Для православной веры таинство святого крещения снимает наследие тления и смерти, причем не магическим путем. Младенец не несет никакой личной ответственности, требующей покаяния, как это происходит со взрослыми. Таким образом, приведенный выше стих не является свидетельством Писания против крещения младенцев.

Писание свидетельствует в пользу крещения младенцев.
Утверждение протестантов о том, что крещение младенцев не имеет поддержки в Священном Писании, далеко не соответствует действительности, поскольку

i) оно недооценивает особый интерес Христа к детям (Мф. 19, 13-15).
ii) он игнорирует тот факт, что крещение заменило обрезание на восьмой день после рождения, которое было префигурацией крещения (Кол. 2, 11). (Кол. 2, 11).
iii) упускается из виду, что Христос не ставил возрастных ограничений для входа в Царство Небесное (Ин. 3, 5).

iv) не упоминается, что апостолы крестили семьи, в которых, естественно, были дети (Деян. 16, 14-15; I Кор. 1, 16).
v) необходимо доказать, что три тысячи человек, уверовавших и крестившихся после проповеди Петра (Деян. 2, 39-42), позволили своим детям остаться некрещеными.
И последнее замечание, свидетельствующее об отсутствии исторических и богословских оснований для протестантских обвинений против крещения младенцев, принадлежит святителю Нектарию: Нигде в Священном Писании не сказано, что Христос повелел исключить младенцев из крещения или что святые апостолы, выполняя свою миссию, воздерживались от крещения младенцев из язычников, которые приходили к ним и крестились в веру [3].

Примечания

[1] De paedobaptismo docemus infantes esse baptizandos. Pertinent enim ad promissam redeptionem per Christum factam (Относительно крещения детей мы утверждаем, что дети должны быть крещены. Ибо они принадлежат к обещанному искуплению, совершенному через Христа...).

[2] См. всю главу, но резюмируется она словами: ... qui baptismum contemnit et relicit, verbum Dei, fidem et Christum, quoque relicit eo nos ducentem et baptismo alligentem (кто осуждает и отвергает крещение, тот отвергает Слово Божие, веру и Христа, Который приводит и связывает нас к крещению). [В немецких текстах слово осуждает опущено].

[3] См. святитель Нектарий Μελέται περί των θείων μυστηρίων, 1990, с. 29.