Найти тему

Великая любовь Бога к нам

Но он рассердился и не хотел войти.
Притчу о блудном сыне, которая читается сегодня в церкви, называют жемчужиной среди притч, Евангелием внутри Евангелия. Некоторые комментаторы называют ее притчей о старшем сыне. Действительно, поведение старшего сына поражает. Когда он вернулся домой, ему сообщили о возвращении младшего брата. Он отказался войти в дом и обвинил отца в несправедливости к нему. Обвинение было основано на том, что он работал день и ночь и не получил должного вознаграждения, в отличие от блудного сына, который тратил свое состояние на блудниц, но, вернувшись, был радушно принят. Давайте посмотрим на старшего сына в этой притче.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Кто такой старший сын?
Большинство комментаторов говорят, что старший сын представляет фарисеев. Им не нравилось, что мытари и грешники приходили к Христу, слушали Его и что некоторые, несомненно, покаялись. Книжники и фарисеи роптали, что Он принимает грешников и ест с ними (Лк. 15, 12). Это обвинение против Христа было давним и постоянным, поэтому Христос стремился изменить их мировоззрение притчами о потерянной овце и потерянной монете. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что все можно вынести, если это ради спасения других. Каждая человеческая душа настолько дорога Богу, что ради нашего спасения Он приносит в жертву даже Своего Сына, откормленного тельца.

Другое толкование старшего сына заключается в том, что он представляет святых Церкви. Эти святые, вынесшие на себе все тяготы и зной дня, с первого часа трудившиеся в винограднике Господнем, исполнявшие заповеди Божии, требовали справедливости. Чтобы Бог вознаградил благочестивых и осудил нечестивых. Святые были поражены великой милостью Бога, ведь Он сразу же прощает тех, кто возвращается к Нему с покаянием. Действительно, Он дает им те же дары, что и святым. Святые как бы взывают (конечно, метафорически, а не буквально) к Богу за столь скандальное поведение милосердия и любви к грешникам. Это свидетельствует о том, что человеческая справедливость сильно отличается от Божьей.

Заблуждение благочестивых людей.
Люди, духовно работающие в Церкви, часто чувствуют свое превосходство над грешниками и не могут смириться с тем, что последние могут покаяться, изменить свою жизнь и, в конце концов, спастись. Ведь они сами творили добрые дела и никогда не обманывали доверия Бога. Но тут приходит Господь, Который подчеркивает, что покаяние - это более великое деяние, чем наши мнимые добрые дела. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что спасение - это дар Божий нам, а не результат добрых дел, будь их много или мало.

Люди судят и осуждают по тому, что видят, но человеческие критерии - это одно, а Божьи - другое. По человеческим меркам разбойник, блудница, мытарь и многие другие люди не должны быть спасены. Однако в Своей безграничной любви и по Своим собственным критериям Он спасает их. Авва Исаак сказал: Бог может быть назван справедливым, но еще более Он благ и добр. Он требует от нас, чтобы мы отдавали себя. Чтобы мы отдали Ему всю свою духовную бодрость и силу. По словам святого Паисия, вздох, исходящий из глубины сердца, имеет больший вес, чем горшок слез. Будем же обращаться к Богу со смирением и намерением сокрушить свое самолюбие, чтобы спастись.