Найти в Дзене

Самодовольство и смирение

[В сегодняшней известной притче о фарисее и мытаре в евангельском чтении представлены два характерных типа людей, оба они молятся в храме. Они находились на противоположных полюсах тогдашнего общества. Один был благочестивым и праведным в глазах окружающих, знатоком Закона, членом партии фарисеев, которая была ведущим религиозным объединением. Другой - представитель класса грешников, представитель профессии, которая была нарицательной для вымогательства, жестокости и присвоения чужого имущества. В сознании всего общества того времени сборщик налогов был самым низким из грешников.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

О чем же говорят эти два человека в своей молитве? Рассмотрим сначала молитву фарисея, чтобы выяснить, знаком ли нам сегодня такой религиозный тип человека. Господи, - говорит он, - благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди, не жадный, не праведный, не прелюбодей и не такой, как вот этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю и отдаю десятину от всех своих доходов в храм. Эта молитва - хвалебный гимн самому себе и своим добродетелям. Фарисей перечислял свои добрые дела и чувствовал себя несравненно выше других людей, которых он считал в большинстве своем грешниками.
Он не чувствовал, что ему чего-то не хватает.
Он был самодоволен и, казалось, совсем не зависел от Бога, ведь у него было так много собственных добрых дел, на которых он мог успокоиться и которыми мог похвастаться. В центре своего мира он видел не Бога, а себя и свои общепризнанные добродетели. Бог был нужен ему только для того, чтобы подтвердить и признать его достоинства. Как же Бог мог не разделять его собственного мнения о таком совершенном и добродетельном человеке? Он чувствовал себя настолько близким к Богу, как будто подписал с Ним соглашение о том, что они оба вместе будут судить и осуждать грешников.

Действительно ли Бог согласился с уверенностью фарисея? Ответ на этот вопрос мы получим в конце притчи. А пока давайте посмотрим на молитву мытаря. Тяжело переживая свои грехи и видя, что все его действия и поступки связаны с грехом, он смирился, ударил себя в грудь и стал просить Бога о милости. Господи, помилуй меня, грешного. Он не осуждал никого, только себя, которого считал полностью погибшим без милости Божьей.

Он был оправдан. Другими словами, он обрел благодать. В конце притчи говорится о том, что смиренный мытарь, а не высокомерный фарисей, вернулся домой невинным и примиренным с Богом. Потому что те, кто возвышает себя, будут унижены, а те, кто смиряет себя, будут возвышены. Конец этой истории, наверное, удивил многих слушателей, ведь в то время все верили в религиозное превосходство фарисеев над грешными мытарями. Но Иисус хотел переломить сложившееся мнение, которое рассматривало поступки человека исключительно с внешней точки зрения. Он хотел показать, что глубины сердца, которые видит только Бог, не всегда такие, какими они кажутся в жизни.

Конечно, во избежание недоразумений следует сразу оговориться, что Иисус осуждает фарисея не за то, что он добродетельный человек, исполняющий свои религиозные обязанности, а за то, что он строит свою жизнь не на Боге, а на них. Он самодоволен и совершенно не понимает, что в основе всех добродетелей лежит смирение. Христос также хвалит мытаря не за его греховность, а за то, что он осознает ее и совершенно справедливо подчиняется Божьему суду, ища Его милости. Это происходит потому, что он ожидает спасения от Бога, так как ему нечем похвастаться.

Как сказано в Евангелии от Луки непосредственно перед притчей, она обращена к тем, кто уверен в своей набожности и презирает других. Такие люди встречаются во все эпохи. Это люди, самодовольные в своей религиозности и преуспевшие в добродетелях. Они осуждают других, считают их впавшими в грех, не подлежащий искуплению, и с удовольствием описывают наказания, назначенные им Богом, совершенно забывая о том, что и они находятся под Его беспристрастным судом. Поскольку такое поведение подразумевает лицемерие, слово фарисейский стало синонимом самодовольного лицемерия.

Помещая этот отрывок в начало Триоди, Церковь хочет оградить верующих от высокоумного фарисейского мышления, которое может закрасться в душу каждого благочестивого христианина. Вместо этого она хочет обратить внимание на пример мытаря, который молится с раскаянием, потому что раскаялся в своей жизни. Это прекрасно выражено в следующем гимне:

Давайте избегать высокопарных речей фарисея
и научимся смирению мытаря во вздохах,
взывая к Спасителю:
Будь милостив, Ты один благосклонен к нам.