Либертаринаство сравнительно молодая идеология, она появляется во второй половине 20 века, хотя идейные корнями либертарианство уходит в 19 век. Мы уже не раз отмечали, что ВМВ очень сильно повлияла на человечество, и после её окончания реальность начинает быстро меняться: всё переосмысляется — появляются новые идеи, подходы, концепции в отношении самых разных вещей. Во второй половине 20 века появляются новые левые, новые правые, неолиберализм и множество других общественно-политических движений и интеллектуальных течений. Теперь добавляем либертарианство, которое является своеобразной смесью либеральных и анархистских идеи. Мы знакомы и с теми, и с другими, поэтому уже примерно понятно, о чём пойдёт речь.
1. Либертарианство начинается с принципа самопринадлежности. Каждый человек принадлежит самому себе т.е. каждый от природы имеет право на: своё тело, волю, слово, точку зрения, имеет право управлять своей жизнь и владеть своим имуществом. Отсюда следует, что свобода личности — это абсолютно фундаментальная вещь, которой невозможно пренебречь ни при каким обстоятельствах.
2. Второй принцип либератарианства, который тесно связан с первым, — это принцип ненападения. Все отношения между людьми носят добровольный характер. Благом является всё, что человек делает по своей воле, или что делается по согласию человека, что не нарушает свободу другого и не вредит ему. Злом является всё, что делается против воли человека или без его согласия.
Таким образом, либертарианство предлагает максимальную политическую и экономическую свободу.
Как это работает на практике. Несение службы может быть только добровольным. Обязательного призыва быть не может даже в случае войны, потому что обязательный призыв — это принуждение, независимо от того, мирное время или нет. При этом человек может присоединиться к армии или к боевым действиям, но только если он сам так решил. У женщины должно быть право на аборт, потому что только женщина обладает свои телом. Никакого государственного регулирования экономики, потому что оно нарушает конкуренцию. Налоги — это по большому счёт грабеж, ведь они взымаются недобровольно. Наркотики должны быть легализованы, потому что это личное дело каждого, каждый нюхает и курит, что хочет. Цензура недопустима, потому что она нарушает право на свободу слова. Всё это — последовательное применение принципов самопринадлежности и ненападения в реальной жизни.
Следующий важный момент — это отношение к государству. Здесь либертарианцы разделяться на два главных течения: анархо-капитализм и минархизм. Сторонники обоих течений — это очень близкие друг другу люди, но всё-таки между ними есть разногласия, которые превращают их чуть ли не во врагов. Анархо-капиталисты уверены, что государства и налоги — это зло и их в принципе не должно быть, потом что государство и налоги — это всегда про насилие и неэффективность и больше ни про что. Минархисты в целом согласны, что от государства ничего хорошего ждать не стоит, а налоги это нечто не вполне правильное, но в минимальном количестве без них никак, потому что таким жизненно необходимыми вещами, как армия, суды и полиция, нужно финансирование. Либертаренцы могут расходиться и по другим вопросам, но вопрос о государстве, пожалуй, является главным из разделяющий.
Критические замечания.
1. Первое — утопичность. Так же, как и в анархизме. Анархно-капитализм непросто так имеет слово «анархо» в своём названии. Люди не понимают, как либертарианцы хотят перейти от государств в их современном виде к обществам, которые состоят из свободных ассоциаций. Анархо-капитализм выглядит очень красивой теорией, которая вряд ли когда-нибудь воплотится в жизнь.
2. Второй пункт критики — это вера в рынок. Либератрианцы убеждены, что рынок не должен регулироваться, всё должно быть частным и платным, и тогда наибольшее число людей получит наибольшее число благ, по сравнению с остальными вариантам устройства экономики. Не все разделяют такую веру в рынок. Многим кажется, что если всё будет устроено так, как предлагают либертарианцы, то это выльется в самую дикую эксплуатацию человека человеком, а также множество других проблем. Нет денег на медицину — придётся умирать. В ситуации, когда рынок не ограничен вообще ничем, деньги можно зарабатывать на чём угодно, а это значит, что, например, профессия киллера становится легальной. Это значит, что можно открыть специальный публичный дом, где будут предлагаться дети, скажем, до 10 лет. У определённой части любого общества есть спрос на такой товар. По-настоящему свободный рынок это не такая безобидная вещь, как может показаться. Снятие всех ограничений и превращение всего в товары и услуги с неизбежностью приводит к противоречиям с уголовным кодексом.