Национализм, как и анархизм, — это ещё одна страшилка для масс. Обычно, говоря о национализм, представляются зигующие толпы молодых людей, которые выкрикивают известные слова и от которых хочется побыстрее сбежать. Разберёмся, сколько в этом правды.
Что предлагает национализм:
1. Националисты утверждают, что существует такая вещь как нация. Всё человечество поделено на нации. Эти нации самодостаточны и обладают рядом объективных характеристик. Они не похожи друг на друга и легко отличимы. Француз это никак не англичанин, англичанин это не поляк и т.д.
2. Нация имеет право на самоопределение. Нация может и должна сформировать своё государство, которое будет состоять из всех членов нации. Отсюда следует, что именно нация, а не религия или что-нибудь ещё, является фундаментом государства, а также то, что нация является единственным источником политической власти. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе.
3. Нация — это высшая ценность. Преданность нации — это первая добродетель. Интересы нации выше личных и любых групповых интересов. Укрепление национального государства — это путь к свободе и гармонии.
4. Национальная самоидентификация. Как понять, кто является часть нации, а кто нет? Понять это помогают язык и культура, которые тесно связаны друг с другом, и самоощущение. Кто принадлежит турецкой нации? Любой человек, который говорит на турецком языке, разделяет турецкую культуру или просто чувствует себя турком.
Таким образом, националисты хотят национальное государство со своими национальными интересами и говорят о том, что это важно. Пока ничего страшного.
У национализма есть три вида: гражданский, этнический и крайний. Начнём с гражданского, его ещё называют западным.
Гражданский национализм делает акцент на политику. Мы уже выяснили, что нация является основой государства и единственным источником политической власти. Националисты гражданского толка говорят, что легитимность государства определяется тем, насколько это государство выражает волю нации. Это очень логично. Нация может выразить свою волю только в том случае, если каждый её член защищён законом и равен перед ним, если каждый имеет право избирать и быть избранным; если государство предоставляет возможность для широких общественных дискуссий. Нация здесь — это все люди, которые хотят жить вместе на единой территории и которые хотят участвовать в жизни этой нации. Этот тип национализма спокойно уживается со многими идеологиями и в общем не ведёт ни к чему плохому.
Второй тип национализма — это культурно-этнический, его ещё называют восточным. Этнические националисты подчёркивают, что национальное государство имеет не только свои особые интересы, но и свою особую культуру: оно не похоже на другие, а другие не похожи на него. У него своя судьба, свой путь, свои традиции и ценности, который существуют издревле и которые все члены нации должны уважать и сохранять, потому что только так можно сохранять саму нацию, иначе она размывается и растворяется в других. Этот тип националистов всегда делают акцент на важности традиции и преемственности. Наши деды и прадеды, наши правители, герои, музыканты и литераторы, которые жили в предыдущих столетия, — действительно наши. То есть, это не просто какие-то люди из прошлого, это — мы. Буквально. Мы — это они, а они — это мы. Потому что они говорили на том же языке, они так же любили свою родину, как любим мы, им были близки те же вещи и те же взгляды, что и нам, они действовали и думали так же. Мы все носители одно национального духа, одной национальной истории и национальной культуры, где бы и когда бы мы ни жили и кем бы мы ни работали.
Этнический национализм может иметь некоторые неприятные последствия. Например, высокомерие или пренебрежение к другим. Часто от таких националистов можно услышать что-то вроде: «Вот наша культура, наш язык, наш народ, наша история они — вот какие, а вы… ну да, что-то вы из себя представляете, но нам вы, конечно, не ровня». Ещё одно возможное неприятное последствие — это изоляции. И, опять же, это вполне закономерно, если исходить из этой логики. Раз у нас свой путь и своя история, раз мы так уникальны, то другие нам вообще не особо интересы и не так уж они для нас важны — обойдёмся как-нибудь без них.
Тритий тип национализма — это крайний, но о нём лучше отдельно.