Каждый раз, когда мы стоим перед Господом в молитве, празднуем в Церкви какое-либо событие из жизни Христа или каким-либо другим образом переживаем присутствие Господа, происходят две основные вещи, засвидетельствованные Церковью и опытом святых:
Во-первых, мы испытываем радость, потому что переживаем преизбыток любви Господа к человеку. Он движет наше сердце великой благодарностью, поскольку мы переживаем - в меру нашего духовного состояния - великий дар Божий к нам.
Наше приложение:
Во-вторых, представая перед Господом, мы также становимся на своего рода критический суд за свои поступки, что ведет к нашему спасению, особенно если это происходит в дни великих праздников, посвященных событиям из жизни Христа. Ведь любое событие из Его жизни побуждает нас к критическому отношению к себе, которое ведет не к погибели, а к избавлению.
Таким образом, мы празднуем воплощение Господа, чтобы, с одной стороны, ощутить Его великую любовь к нам, а с другой - почувствовать огромную благодарность за все то прекрасное, что Он нам даровал. Кроме того, это приносит нам и практическую пользу, поскольку нам предоставляется возможность вынести приговор нашей жизни. Как говорит апостол Павел: Господь не осудит нас, если мы сами осудим себя. Если мы критикуем свои поступки в этой жизни, то не будем осуждены в загробном мире, потому что в этом мире суд уже свершился.
Иными словами, сейчас, когда перед нами праздник Господа, у нас есть возможность критически оценить свою жизнь с точки зрения всего того, что Господь совершил для нашего избавления, тем более что мы знаем, что Он ничего не оставил на волю случая, а руководил всем как Хозяин истории, которым Он является. Он - Тот, Кто пожелал, чтобы все события происходили именно так, как они происходят, вплоть до мельчайших деталей. Именно Он пожелал родиться в определенный год, в определенном месте, а также все остальные элементы, составляющие великое событие Его воплощения.
Все святые критически сравнивали те или иные события своей жизни с жизнью Христа и выносили себе приговор. Нам хотелось бы верить, что христианин - это тот, кто подражает жизни Христа настолько, насколько это возможно для человека. Затем он восполняет все недостатки через покаяние и смирение. И в этом заключается его внутренняя духовная работа.
В такие праздничные дни наша Церковь постоянно прославляет Господа за Его великое снисхождение к человеку прекрасными песнопениями, вникая при этом в глубокий богословский смысл Его воплощения. Святые старцы, а также благочестивые миряне особенно остро ощущают глубинный смысл этого события. Когда старец Эфраим Катунакиотис вернулся из поездки в Иерусалим, мы ожидали, что он будет потрясен впечатлениями от Голгофы и Распятия. Но он был потрясен пещерой Рождества Христова в Вифлееме. Он стоял перед этим событием и говорил: Я считал себя кем-то, когда жил в своей аскетической хижине в Катунакии, среди своего скудного имущества. Но когда я увидел, где родился Христос, я поистине сокрушился духом.
Родившись в пещере, гонимый и презираемый всеми людьми, Христос совершил величайшее событие в истории человечества: Его воплощение. Бог стал человеком в полной тишине, смирении и безвестности. Никто не знал, что происходило в ту ночь, кроме нескольких пастухов и волхвов из Персии. Это событие произошло в абсолютной нищете и смирении. Поэтому каждый раз, когда нас беспокоят различные требования и желания, мы должны поставить себя перед пещерой Рождества Христова, встать перед воплощением Слова и посмотреть, насколько наши действия сопоставимы с тем, что сделал Господь в ту ночь. Таким образом, мы выносим приговор своим поступкам. Точно так же мы должны критически оценивать всю свою жизнь.
С тех пор как Бог стал Человеком и ангелы воспели мир на земле, Слово Божие говорит нам: Не мир пришел Я принести, но меч. Почему Господь принес меч, в то время как ангелы пели о мире? Христос - это Мир, пришедший в мир и ставший человеком, чтобы мы могли любить Его. Он показал нам, что наши отношения с Господом - это не отношения с идеологией, потому что никто не может любить идею. Можно быть преданным какой-то философской идеологии, но любить ее невозможно, потому что она не ответит на любовь. В жизни Церкви все происходит с точностью до наоборот. Мы не имеем ничего общего с философской идеологией, и Слово Божие не стало никакой такой идеей. Слово стало плотью. Слово Божие воплотилось для того, чтобы мы могли Его любить. И как только мы начнем любить Его, мы сможем понять, что Он был Тем, Кто первым возлюбил нас так, что это невозможно постичь. Апостол говорит, что мы любим Его, потому что Он первый возлюбил нас. Именно такая тайна происходит в Церкви. Именно поэтому Христос, как мир всего мира, стал предметом любви, а не веры. Чтобы пребывать в любви, нужно преодолеть веру и надежду. Как говорит апостол, в конце концов надежда и вера отпадут, и останется только любовь, поскольку любовь - это пережитый факт, экзистенциальное событие, благодаря которому человек осознает свое подлинное единство с Богом. Именно этот путь прошли все те, кто любил Его до конца.
Стефан, первомученик, запечатлел свою любовь к Господу, подражая Ему. В Деяниях говорится, что когда его арестовали за проповедь о Христе, то во время суда его лицо озарилось, как лицо ангела. Они приговорили его к смерти через побивание камнями, как великого грешника, потому что так предписывал закон Моисеев. Но Стефан, исполненный Духа Святого, молился не за себя, а за весь мир, несмотря на свое ужасное положение. Таким образом, он подражал Христу, Который, умирая на кресте, молился за распявших Его.
Поэтому с тех пор, как Христос пришел в мир и принес мир, миллионы мучеников отдали свои жизни за веру в Него, за то, что искренне любили Его и вкусили Его любовь. Любовь Христа говорила в их сердцах.
Когда мы празднуем дни памяти святых и мучеников, мы не просто отмечаем те или иные события их жизни. Мы празднуем дни, когда они вынесли себе приговор. Они критически рассматривали себя в соответствии с жизнью Господа. Они не относились к таким дням легкомысленно. Святые глубоко вникали в истинный смысл своей жизни, критически анализировали и оценивали свои поступки. С одной стороны, они думали о Христе в яслях, о Его смирении и безвестности, о Его молчании и бедности, о Его отверженности и убогости, а с другой - сравнивали свои собственные поступки и критически их оценивали.
Господь на примере жизни апостолов и всех святых показал, что Дух Святой не может пребывать в нас, если мы не приносим Его плодов. Он прямо подчеркнул, что плодами Святого Духа являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание. Поэтому мы должны искать в себе такие плоды, которые указывают на присутствие Святого Духа. Тогда мы сможем оценить свое духовное состояние. Такая критическая оценка необходима и спасительна. Если мы приступим к этому упражнению в этот праздничный сезон, то оно станет для нас поистине спасительным, поскольку вызовет духовную борьбу покаяния и смирения и изменит наши пути.
В то же время это побудит нас с любовью обратиться к Господу за милостью. Как только мы осознаем, что действительно являемся людьми, живущими во тьме, мы тоже заявим: Где бы сиял Твой свет, Господи, если не для тех, кто живет во тьме? Как только мы осознаем, что живем во тьме, мы сразу же начнем искать свет. Но если мы думаем, что живем в свете, то никогда не увидим истинного света, так как обладаем только тем светом, который видим.