Автор М. П. Белова — учитель-логопед МБДОУ д/с № 9, г. Муром
За последнее время значительно увеличилось число детей с нарушениями речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. К сожалению, наш век информационных технологий также повлиял на мир детства. Дети привыкли общаться при помощи гаджетов, что отрицательно сказалось на речевом развитии. Родители все чаще обращаются с проблемой, что ребенок не может говорить.
Каждый день мои маленькие ученики садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Каждый пришедший за помощью ко мне ребенок, индивидуален, и не получится его сравнить с другим. Как страшно вначале ребенку: «А вдруг у меня ничего не получится?», «Я никогда не научусь говорить красиво?» «Я плохо говорю, поэтому надо мной все смеются». Что же главное в этот период? Установить доверительное отношение с ребенком, пожалеть, а также помочь ему поверить в собственные возможности, только тогда приступаем к совместной работе. Бывает, что коррекционная работа идет очень сложно и медленно. Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Но шаг за шагом, день за днем мы, вместе со своими воспитанниками идем навстречу к положительному результату.
Речь во всем ее многообразии является необходимым компонентом общения. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения, так и для коммуникации. Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В тесной связи с умственным идет и речевое развитие ребенка. Уровень овладения родной речи сильно влияет на успешность обучения. К сожалению, не только родители, но и иногда и педагоги под развитием речи понимают только правильность произношения звуков. Правильность произношения звуков, несомненно важна — не только ради «красоты речи». Неправильное произношение очень часто — почти всегда — связано с недостаточным различением звуков и их сочетаний на слух, с неумением правильно выделять звуки в слове. Этот недостаток часто оказывается причиной большого количества ошибок в письменных работах: «пишет, как слышит», а слышит неточно, нечетко, не различая сходные по звучанию звуки.
Многие родители придерживаются позиции, что ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в первом классе. Конечно, это приведет к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены тем, что дети приходят в школу «не наигравшись». В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного игрового и наглядного материала. При построении логопедических занятий в виде игр, при широком применении дидактического материала имеется возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребенка, включить максимум рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает дошкольнику осознание и освоение логопедического материала.
Индивидуальная дидактическая игра, которую организует логопед, создает благоприятные условия для непосредственного контакта между ним и ребенком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.
Не секрет, что логопедические занятия являются одними из самых сложных для детей. Дети не понимают их значимость, а значит, имеют низкую мотивацию к занятиям. Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал остался в памяти. На помощь приходят игра и различные игровые упражнения. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения. Кроме того, новый материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи, а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.
Как же используются игры в логопедической работе? Очень часто мы можем встретиться с тем, что логопед изо дня в день учит ребенка назвать предметную картинку, затем — связывать название с другими, учит пересказу, а также закреплять изученные звуки в слогах, словах и т.д. Это все правильно и последовательно, но детям становится просто скучно. В практике мы обычно имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей. У многих дошкольников при наличии речевого дефекта появляется раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, апатичность. Это характерно для детей с каким-либо нарушением, а также связано с теми или иными социальными условиями, в которых растет ребенок.
Игра не предъявляет ребенку никаких требований, но в то же время развивает, воспитывает, учит мыслить, рассуждать, делать вывод, способствует гармоническому развитию личности. Погружаясь в игру, ребенок пробует свои силы, учится контролировать свои действия, а также получает заряд бодрости. А бодрость и радость — залог положительного результата у наших воспитанников. Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, также и как отдых. Подбор игр опирается на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень речевых навыков, самостоятельности, речевой опыт, они должны быть понятны и доступны детям. В процессе речевых занятий, дидактических игр и упражнений мы учим детей понимать и употреблять термины «слог», «слово», «звук». Дети учатся выделять слова из общего речевого потока, вслушиваются в их звучание, самостоятельно устанавливают последовательность звуков в слове. Внимание детей обращается на длительность звучания слов (короткие и длинные слова). Воспитанники учатся определять количество слов в предложении, правильно подбирать слова, одним словом — развивается активный словарь ребенка.
Сегодня я хочу поделиться некоторыми игровыми упражнениями и приемами, которыми использую в своей работе постоянно. Они способствуют поддержанию интереса моих воспитанников к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса. Скучными и самыми нелюбимыми для детей являются такие виды работ, как рассказ и пересказ. На таких занятиях я использую несколько хитрых приемов, и они неплохо работают.
🐣 Игровое упражнение «Волшебный мячик»
Цель: расширение словаря ребенка, развитие памяти, воображения.
Ход игры
Когда идет составление рассказа по «цепочке» или его пересказ, дети не слушают друг друга, не проявляют никакого интереса к тому, чтобы рассказ получился целым и красивым. Сказав свое предложение, ребенок начинает сразу заниматься своими делами. Страдает контроль, дети не могут исправить товарища, потому что не слышали.
Берем мячик (или любую игрушку) — сам его вид уже вызывает радостные эмоции. Ребенок составляет предложение и передает мяч соседу. Остальные ждут, когда очередь дойдет до них, то есть все работают над рассказом.
🐣 Игровое упражнение «Мяч поймай — слово добавляй»
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря ребенка
Ра-ра-ра — вот веселая... (игра).
Ру-ру-ру — продолжаем мы... (игру).
Ло-ло-ло — в кабинете нам... (тепло).
Та-та-та — хвост пушистый у... (кота).
Лю—лю-лю — маму с папой я... (люблю).
Ша- ша- ша — очень вкусная... (лапша).
Шу- шу -шу — я добавки... (попрошу).
Шо-шо-шо — мы играем... (хорошо).
Жу-жу-жу — я с ребятами... (дружу).
Чу-чу — чу — молоточком я... (стучу).
🐣 Игровое упражнение «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход игры
Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово. В ответ ребенок называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например: нос — носик, зонт — зонтик, самолет — самолетик.
Далее усложняем: произносим часть фразы, а ребенок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко... (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка... (синенькая).
Шуба теплая — ... (шубка тепленькая).
Лиса хитрая — ... (лисичка хитренькая).
Заяц белый — ... (зайчик беленький).
🐣 Игровое упражнение «Мяч бросаю, не зевай — слово лишнее называй»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход игры
Взрослый объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать «лишнее» слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (пример)
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
Береза, дуб, сосна, земляника.
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
Зима, весна, ноябрь, лето, осень.
Белка, заяц, медведь, синица, еж.
Шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.
Аналогично используем буквы.
А, У, П, И
Ш, Щ, Е, Ц
Ж, Щ, М, Ш
🐣 Игровое упражнение «Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры
Играющие стоят в кругу. У ведущего мяч, он произносит какое-либо слово и передает мяч стоящему рядом ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово-действие и быстро передать мяч дальше. Когда мяч вернется к ведущему, он задает новое слово, но мяч передает в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Собака: лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет.
Кошка: мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
🐣 Игровое упражнение «Подними цифру»
Цель: развитие умения определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры
Взрослый произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Примерные предложения для игры
- Кошка спит.
- Вова читает букварь.
- Доктор лечит больного ребенка.
- Мама купила Сереже новую игрушку.
Можно играть с использованием длинных и коротких цветных полосок: если взрослый называет слово, дети показывают короткую полоску, а если предложение — длинную. (Например: «Рыба», «В озере много рыбы» или «Медведь», «Медведь зимой спит».)
🐣 Игра «Назови, кто это или что это?» (на примере звука [с])
Цель:: автоматизация звука [с] в словах, расширение словаря.
Ход игры
— Сейчас мы с тобой будем знакомить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишку). Я буду называть одно слово (признак), а ты — другое (слово, отвечающее на вопрос «кто?» или «что?»). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие: в твоем слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое слово и свое слово — проверим, подружились ли слова. (Например: высокая — скала, быстроногий — страус, красивая — сумка).
Другой вариант игры: ребенок придумывает существительное, а логопед — прилагательное.
🐣 Игровое упражнение «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Взрослый бросает мяч, задает вопрос, а ребенок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня...)
Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, лента, шнур, нитка...)
Что бывает высоким? (Гора, дерево, скала, человек, столб, дом...)
Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголка, елка...)
🐣 Игровое упражнение «Ступеньки»
Цель: расширение словаря детей.
Ход игры
Взрослый пишет одну букву, задача детей — придумать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего. Таким образом, получится «ступеньки слов».
🐣 Игровое упражнение «Слушай, думай, отвечай»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря.
Ход игры
— Скажи, какой звук первый (последний) в слове «луч» («сон», «диван», «зонт», «торт»...).
— Какой звук в слове «туман» («скала», «ковер», «ракушка», «тропа»...) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?
— Какой звук есть во всех словах «лак», «игла», «молоко»?
— Какое слово длиннее — слово «минута» или слово «час»? Почему?
— Какое слово короче — слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
— Какое слово больше — «мышка» или «муравьишка»?
— Какое слово короче— «усики» или «усы»?
🐣 Настольная игра «Разложи правильно»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания обогащение словаря.
Для игры используем цветные коробочки (или тарелочки) — синюю, зеленую и красную.
Ход игры
Нужно разложить картинки по разным коробочкам в соответствии с первым звуком в названии предмета, изображенного на картинке: гласный звук — красная коробочка, мягкий согласный — зеленая, твердый согласный — синяя.
🐣 Игровое упражнение «Разгадай ребус»
Цель: формирование умений выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов, обогащение словаря.
Ход игры
Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово: его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем сложить из них новое слово, например: ромашка, самолет — роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Карточки с предметными картинками для игры
Голуби, раки — гора.
Бутылка, рябина — буря.
Мячи, тазы — мята.
Кораблик, нитки — кони.
Ролики, забор — роза.
Ромашка, тазы — рота.
Телефон, малина — тема.
Чулок, дома — чудо.
Вагон, заяц — ваза.
Карандаш, банка — кабан.
Колобок, марка — комар.
Лисички, самолет — лиса.
Гиря, тапочки, ракета — гитара.
Совы, лопата, машина — солома.
Сова, балалайка, карандаш — собака.
🐣 Игровое упражнение «Слова-хамелеоны»
Цель: формирование умения выделять слово из слова, обогащение словаря.
Ход игры
Взрослый говорит слова, а дети пытаются найти, «услышать спрятавшихся в них животных».
Примеры
БАРАНка, ПОНИмание, КОНЬки, РАКовина, УЖин;
череМУХА, полОСА, банКРОТ, заСЛОН, глюКОЗА;
тРАКтор, заЗУБРина, пОСЕЛок, стаЛЕВар, коЛОСЬя.
🐣 Настенная игра «Вишенка» (пособие, сделанное своими руками)
Цель: формирование умений делить слова на слоги, определять род существительного.
Ход игры
Нужно разложить картинки по кармашкам в соответствии количеством вишенок (1 вишенка — 1 слог в слове, 2 вишенки — 2 слога и т. д.) и определить род существительного (в соответствии с картинкой).
Игровое упражнение «Поймай слог»
Цель: формирование умение составлять слова из слогов, обогащение словаря.
Ход игры
Взрослый поочередно называет каждому слог, а дети должны «превратить» его в слово. Примеры
Па — папа, панама...
Ма — мама, магазин...
Ку — кукла, кукушка...;
Та — тапки, танк...
Ша — шапка, шашки...
Со — сова, сокол...
Ра — радость, ракета...
🐣 Игровое упражнение «Найди слово»
Цель: формирование умения выделять слово из слова, обогащение словаря, развитие внимания.
Ход игры
Взрослый говорит слова, а дети пытаются найти, «услышать спрятавшихся в них новые слова».
Примеры
СмоРОДИНА, хлоПУШКА, гарМОШКА, ласТОЧКИ, стреКОЗА, моРОЗЫ, таПОЧКИ, доРОЖКИ, баБОЧКА, БУКВАри, раДУГА, доРОГА, плаТОЧКИ, оГОРОД, оЛЕНЬ, угРОЗА, каМЫШИ, моРОЗЫ, доРОГА, ЛЕСник, ягОДЫ, ГВОЗДИка, поБЕДА, поГОДА, фаСОЛЬ.
Для себя я отметила, что одним из эффективных интересных методов, который позволяет создать игровую ситуацию и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн — стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. К основным правилам составления синквейна относятся следующие.
1-я строка — одно ключевое слово — название, заголовок, тема, обычно существительное.
2-я строка — два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства).
3-я строка — три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4-я строка — четыре слова — предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5-я строка — одно слово — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Алгоритм синквейна графически напоминает елочку. Части речи можно выделять разным цветом. (Задаем детям наводящие вопросы: какой? Какая ? Что делает? Как ты относишься к этому?)
Примеры детских синквейнов
Лиса
Какая? Рыжая, пушистая.
Что она делает? Ловит, охотится, бегает.
Предложение: «Лиса всех может перехитрить».
Ассоциация: «Дикое животное».
Собака
Добрая, большая.
Лает, охраняет, гуляет.
Предложение: «Я хочу завести собаку».
Ассоциация: «Будка».
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Чтобы стимулировать познавательную активность, развивать логическое мышление и творческие способности дошкольников, я также использую в работе с детьми интерактивное оборудование.
Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы, дети распределяют звуки в соответствии с заданием, учатся строить предложения. Так ребята становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения.
Немаловажным плюсом в использовании интерактивной доски на занятии является возможность индивидуального подхода, ведь ребенок самостоятельно выполняет задания, исправляет ошибки, обретает уверенность в себе. Дети с удовольствием повторяют название картинок, знакомятся с буквами и звуками, подбирают и группируют картинки на заданный звук; неторопливо и правильно повторяют слово, фразу или придумывают предложение с заданными словами, что способствует лучшему усвоению нового материала. В этом случае дошкольники воспринимают информацию визуально и кинестетически.
Интерактивное оборудование должно дополнять занятия педагога, а не заменять его. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Работа с картинками, звуки одобрения от главного героя надолго привлекают внимание каждого ребенка. Опыт применения интерактивного оборудования показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более интересным и увлекательным. Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Играть в логопедические игры весело и занимательно. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки закрепляются, речь становится грамматически правильной.
Надеюсь, что данная статья была не только интересной, но и полезной. Я предлагаю родителям, бабушкам, няням, педагогам и всем, кто с удовольствием общается с детьми и хочет сделать это общение приятным, интересным и — главное — полезным, поиграть вместе с малышами в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Источники
- Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание. — 2008., — № 8. — С. 28—33.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Уч.-метод. пособие. — М.: Книголюб, 2005. — (Логопедические технологии).
- Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед. — 2006. — № 2.
- Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук // Логопед, 2005, № 6. — С. 58 — 60.
- Ерошкина С.Т. Универсальные игровые пособия // Логопед. — 2007. — № 2. — С. 74—75.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общ. Недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: Литур, 2003. — (Учимся играя)., 2004.
- Казарчук Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2008. — № 2. — С. 19—26.
- Калинченко А.В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Метод. пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталый дошкольников: Кн. для учителя. — М.: Бук-Мастер, 1993.
- Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед. — 2004. — № 6. — С. 89—92.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития, 2007.