Найти тему

Воскресенье после Воздвижения Креста Господня - Форма искупления

На протяжении веков проповедники и гимнографы утверждали, что для нашего искупления достаточно пролить всего одну каплю крови Христа - una stilla, писал св. Фома Аквинский. Важно, на мой взгляд, помнить о метафоричности и поэтичности этого образа. Хотя этот образ и подчеркивает превосходство драгоценной крови Господа, он не должен наводить на мысль о какой-то количественной цене нашего Искупления.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Этот образ также не должен наводить на мысль о том, что Бог мог бы искупить нас как-то иначе, чем Он искупил нас на самом деле. В отношении нашего искупления здравое богословие ограничивается тем, что открыл Бог. Гипотезы не являются правильным путем к богословию.

Недостаточно также говорить, как это делает один богослов, о свободном решении Бога, что определенные действия Сына Божьего, ставшего Человеком, должны нанести смертельный удар власти сатаны. В таком изложении искупления не учитывается роль Божественной мудрости в средствах, с помощью которых Бог решил примирить нас с Собой. Выбор Богом Креста не был произвольным, он был выражением Божественной мудрости.

В отношении Креста, как мы видим, св. Павел отказался отделять Божью силу от Его мудрости:

Ибо, поскольку мир по премудрости Божией не познал Бога через премудрость, то благоугодно было Богу неразумием проповеданного слова спасти верующих. . . . Мы же проповедуем Христа распятого... Христа, силу Божию и премудрость Божию (1 Кор. 1:21-24).

Премудрость-основа Божьего выбора Креста не означает, с другой стороны, что наши правила логики способны объяснить, почему именно Крест. Здесь уместны два соображения:

Во-первых, искупительный замысел Бога - это тайна в строгом смысле слова. Он не поддается никакой человеческой теории. Подобно Творению и Исходу, это действие Бога. Бог был во Христе, - говорит апостол, - и примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19). Если наше искупление было деянием Бога, то никакое сотворенное существо не может его измерить. Никакая теория не может объяснить его.

Во-вторых, в Божий план нашего искупления входило намерение обмануть духов, гораздо более разумных, чем мы сами. Иными словами, Всевышний имел в виду, что средства, избранные для нашего искупления, не должны быть поняты. Если Он скрыл его от взора ангельских духов, то уж нам, смертным, точно не понять его.

Но Писание открывает нам, что Искупление было связано с борьбой, агонией, завершившейся победой. Эта борьба включала в себя не только физические страдания Христа, но и, что особенно важно, битву между Ним и духами тьмы. Эта борьба была невидима для человеческих глаз; человек впервые узнает о ней, когда воскресший Христос открывает Себя Церкви.

Боюсь, мы легко воображаем, что знаем, о чем говорим, когда говорим о крестной борьбе. Но это не так. От начала и до конца мы не понимаем, что значит для воплощенного Божьего Света вступить в схватку с силами тьмы. Никто не может представить себе, что означает фраза: Бог был во Христе, примирив с Собою мир.

Мы склонны думать о Кресте, возможно, как о нравственной борьбе, аналогичной тем внутренним битвам, которые приходится переживать каждому из нас. Однако это, несомненно, нечто большее. Наше искупление было не просто этическим достижением. Этот подвиг был исключительным, sui generis, не имеющим адекватных аналогий; мы можем говорить о нем только на его собственных условиях.

Иисус, в свою очередь, сравнивал его с нашествием:

Когда сильный человек, во всеоружии, охраняет свой дом, его имущество остается нетронутым. Но когда кто сильнее его нападает на него и одолевает его, то отнимает у него все доспехи его, на которые он полагался, и разбирает добычу его (Лк. 11: 21-22).

Хотя стандартная традиционная формула говорит о нашем Искуплении в терминах заслуг, я считаю, что и эта идея может ввести нас в заблуждение. Понятие заслуга слишком легко превращает Искупление в нечто внешнее по отношению к акту искупления. Оно неадекватно выражает формальную связь между причиной и следствием Искупления, внутреннюю близость между тем, что сделал Христос (factum), и тем, что Он совершил (fructus).

Крест - это не только действенная/инструментальная причина Искупления, но и формальная/модельная причина. Ведь Христос не просто отпер дверь, чтобы через нее могли пройти другие. Он прошел через нее. Он перешел от смерти к жизни. В Нем произошло искупление. Его человечность была усовершенствована крестным опытом. Изменение человечества, произошедшее благодаря Кресту, было, прежде всего, изменением Христа, который, сделавшись совершенным, сделался для всех повинующихся ему автором вечного спасения (Евр. 5:9).

Искупление, таким образом, совершилось и обрело форму в человеческой душе Христа, на арене Его смертельной битвы с демоническими силами тьмы и победы над ними.